Слушай, Бивне, мы здесь,
типа, нак два гнома среди
Белоснежек.
Дисней бы обделался
от зависти
А
АЛ
П;
L
\ /
С ПОЯВЛЕНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ АНИМАЦИИ
ТЕРМИН "МУЛЬТФИЛЬМ" ОКОНЧАТЕЛЬНО УТРАТИЛ СМЫСЛ.
МУЛЬТИ-ПУЛЬТИ, СЮ-СЮ-СЮ - ВСЕ ЭТО ОСТАЛОСЬ В СОВКЕ, ЗА ЖЕЛЕЗНЫМ ЗАНАВЕСОМ.
АЛЕКСАНДР ПАВЛЕНКО РАССКАЗЫВАЕТ О ДЕЙСТВИТЕЛЬНО КУЛЬТОВЫХ ФИЛЬМАХ,
ОБОЖАЕМЫХ ПО ОБЕ СТОРОНЫ АТЛАНТИКИ.
НАЧАЛО
Это было в Париже, 115 лет назад. Пьяный и плачущий
Эмиль Рейно
вытащил
свой чудесный анимаскоп в сиреневые парижские сумерки и швырнул его в
Сену. Сеансы первых в мире рисованных фильмов, случившиеся за десять лет
до открытия братьями Люмьерами салона на бульваре Капуцинов, провали-
лись. Месье Рейно сжег все свои ленты, в том числе прекрасную вуайерист-
скую комедию
"Вокруг кабины",
и все, кто хоть что-нибудь в чем-нибудь по-
нимает, до сих пор рвут на головах остатки волос, вспоминая об утрате пер-
вых в мире мультфильмов. От Эмиля Рейно осталось только несколько рисун-
ков, поэтому историки кино не считают его первопроходцем. И отдают паль-
му первенства другому парижанину Эмилю - Колю, который устраивал пока-
зы своих фильмов на пару лет позже.
Эмиль Коль
рисовал замечательно, и его
"Фантоши"
смотрятся сегодня так же здорово, как и во времена цилиндров и
корсетов.
Американцы изобрели анимационное кино почти независимо от французов и
сразу стали делать на нем деньги. Милый бородатый Коль рисовал своих че-
ловечков сам, но деловитые янки в клетчатых жилетах разделили функции ав-
тора сценария, художника и аниматора. Уже к началу 20-х кинорынок был за-
вален приключениями Матта, Джеффа и клоуна Коко. Быстро снимать, быст-
ро продавать - вот настоящий бизнес! И тонкие европейские мастера стояли
в растерянности, сжимая холодеющими пальцами коробки с шедеврами, кото-
рые обошлись, увы, слишком дорого.
В конкуренции с заокеанскими коллегами выжил только
Владислав Старе-
вич
- но он был гений. Старевич работал с куклами, его фильмы "из жизни
насекомых"
"Месть кинематографического оператора"
и
"Стрекоза и мура-
вей"
были настолько виртуозны, что первые зрители были убеждены, будто
видят чудеса дрессировки живых насекомых. Старевич сбежал от большеви-
ков в Германию и сделал там до сих пор не превзойденного
"Рейнеке Лиса".
Рядом с ним не гениальная, а просто великая
Лотта Райнигер
вырезала из
черной бумаги силуэты для своих теневых сказок
"Приключения принца Ах-
мета"
и
"Китаец, притворившийся медведем".
Казалось, что анимационное
искусство вот-вот даст зрителю то, чего не мог дать плоско-фотографический
кинематограф, привязанный к реальности, как каторжник к тачке. Анимации
было доступно все: сны, галлюцинации, фантазии всех возможных оттенков.
84
ИЮНЬ 2001
ОМ
предыдущая страница 68 ОМ 2001 06 читать онлайн следующая страница 70 ОМ 2001 06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст