Александр Алексеев,
уехавший из Франции в Канаду, уже снимал при помощи
своего "игольчатого экрана" завораживающе странные картины
"Ночь на Лысой
горе"
и "
Мимоходом".
Немцы
Оскар Фишингер
и
Вальтер Руттман
делали аб-
страктные мультфильмы на музыку композиторов-авангардистов. В заснежен-
ной Советской России
Николай Ходатаев
и
Михаил Цехановский
рисовали
злобно-веселые панк-фильмы и вводили футуризм в кино. Даже в далекой Но-
вой Зеландии, среди болот и татуированных дикарей маори, работает мульт-
авангардист Лэн Лай. Но в это время за океаном, в Североамериканских Соеди-
ненных Штатах, уже начал свою карьеру тот, кто уничтожил возможность раз-
вития анимации как искусства.
БЭМ БИ-УБИЙЦА
Прекрасный рисовальщик Уолт Дисней обладал сверх того поразительной худо-
жественной интуицией и первый понял, что главное в анимационном кино -
ритм и пластика движения, почти гипнотизирующая нас, как пляска языков пла-
мени. Дисней создал Микки Мауса. Он придумал Гуфи, утенка Дональда, Плуто,
Минни Маус, корову Кларабеллу и десятки других суперзвезд. Можно сказать,
он создал Вселенную современного аниматографа, затмив и вытеснив других
художников.
Всю жизнь Дисней не прекращал своих разработок. Но формула успеха была
найдена уже в 30-е.
"Белоснежка и семь гномов"
оказалась настолько хороша,
что напрочь закрыла все возможные пути развития анимации на долгие десяти-
летия. Продюсеры и зрители желали только диснееобразных мультфильмов - и
точка. В Америке разорились гениальные братья Фляйшер, изобретатели рото-
скопа и авторы пучеглазого Морячка Попайя и сексапильной малышки Бетти
Буп. В Канаде Александр Алексеев лишился заказов - его фильмы ничем не на-
поминали диснеевские поделки. Во Франции Поль Гримо не смог завершить ни
один из своих замыслов. В Германии Лотта Райнигер не нашла возможностей
для проката сказок, сделанных в изысканно эротичной силуэтной технике.
М.Цехановский и Н.Ходатаев были вынуждены прекратить свои эксперименты,
их сменил "советский Дисней" Александр Иванов-Вано, шарахавшийся от ори-
гинальности, как монашка от порножурнала. И Дисней смеялся, подсчитывая
барыши, и выпускал фильмы, развивавшие находки и удачи
"Белоснежки"
до не-
мыслимого совершенства:
"Пиноккио", "Фантазия", "Дамбо".
..
Сергей Эйзен-
штейн, между прочим, считал Диснея самым умным человеком в Голливуде, а
лучшим анимационным фильмом всегда называл душераздирающую драму
"Бэмби".
Почти в каждом фильме Дисней давал себе на несколько минут волю и
с наслаждением топтал все, что так любили зрители. Теневая сторона личности
"Великого Сказочника" прорывалась на экран то жутковатой
"Пляской скеле-
тов",
то откровенной мерзостью Королевы-Мачехи в
"Белоснежке",
то пьяным
кошмаром несчастного слоненка Дамбо (о, эти розовые слоны!), то садистским
восторгом от гибели чудесного леса в
"Бэмби".
..
БУЗОТЕРЫ
За спиной Диснея кривлялся и корчил рожи низенький толстячок
Текс Эвери.
Голливудский анархист, использовавший систему студий в подрывных целях,
Эвери выворачивал конфетный мир буржуазных сказок черной изнанкой нару-
жу. Там Волк воет от восторга при виде Красной Шапочки, исполняющей стрип-
тиз на сцене дорогого кабака. Там бульдог Спайк зверски измывается над невоз-
мутимым Друпи. Там Сумасшедший Бельчонок страдает раздвоением личности,
а Козлик съедает луну.
.. Кто-то назвал мистера Эвери
"Францем Кафкой, насмо-
тревшимся Уолта Диснея",
и это определение почти точно. Только один ма-
ленький ньюанс: Кафку несовершенство Вселенной приводило в отчаяние, а
Текс Эвери покатывается со смеху, наблюдая, как в
“Кинг Сайз"
кот кормит ка-
нарейку
"Специальным Кормом Джамбо Гро",
а потом получает по морде от ка-
нарейки, неожиданно выросшей до размеров автобуса. Вся современная теле-
визионная анимация произрастает из сюрреалистического юмора Эвери.
Не один Текс Эвери готовил бунт против папаши Диснея. Два молодых нахала,
Уильям Ханна
и
Джозеф Барбера,
расплевались с шефом и покинули фирму,
основав собственную студию производства невероятно дешевых и принципи-
ально плохих серий мультфильмов о праисторическом семействе Фреда Флин-
стоуна. Зритель устал от нечеловеческого совершенства диснеевских фильмов
и захотел остренького.
ІИМЬіе му]
"Ничего ие понимаю!" {"Следствие ведут колобки")
"Щас спою!" ("Жил-был пес")
"Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро"
("Винни-Пух идет в гости")
"Птица-говорун
отличается
умом
и
сообразительностью" ('Тайна третьей планеты")
"А по-моему, они одинаковые!" ("Здравствуйте, тетя
Лиса!")
"И, извините, слоненок.
.." ("38 попугаев")
"Кто там? - Это я, почтальон Печкин, принес посылку
для вашего мальчика" ('Трое из Простоквзшино")
"А потом добавилась лисичка, и мы закачались.
.. А
спать.
.. А мы сказали, что мы не будем спать, потому что
мы - будильники!"
("Когда медвежонок проснется")
9
"Позволь, я отрублю ему голову?"
("Золотая антилопа")
10
"А-ля-ля-ля-ля, я сошла с ума, какая досада!"; "Малыш,
а как же я? Ведь я же лучше собаки?!!";
"Ой,
а
у
вас
локо убежало!"
("Малыш и Карлсон")
крылья, ноги.
.
Главное - хвост!"
("Крылья, ноги и
восты")
__Маленький ослик тем и хорош, что на себя он похож";
"Я - добрый крокодил! Я - злая бабушка!"
("Маленький
ослик")
"Вы слышите меня, бандерлоги?"; "А мы уйдем на
север и там переждем!"
("Маугли")
14
“Маловато будет! Вот это мой размерчик!"
("Падал
прошлогодний
снег.
..")
"И просто, и просто, и просто тигрята!"
("По дороге с
облаками")
ть ли у вас план, мистер Фикс?"
("80 дней вокруг
а")
17
"Ха-ха-ха!
Ваша
песенка
спета!"
("Приключения
питана Врунгеля")
18
"А теперь покатай меня, большая
черепаха" ("Как
львенок и черепаха пели песню")
19 "Какой такой павлин-мавлин? Не видишь, ми кюшаем!"
("Приключения барона Мюнхгаузена")
0
"Знакомьтесь! Алиса, это
пудинг! Пудинг, это Алиса!"
іиса в Стране чудес")
ка Мокус, а можно я кину в них грязью?"
ключения Фунтика")
Так вы что, и конфеты за меня есть будете?!.
- АГА!!!"
("Вовка в тридевятом царстве")
23
"Как я могу чистить зубы, когда у меня такие
коротенькие лапки?"
("Птичка Тари")
4
“Не были мы ни на каком Таити, нас и
здесь неплохо
іт"
(''Возвращение блудного попугая")
ие надо ни шоколада, ни
мармелада, а только
маленьких, да, очень маленьких
детей" ("Доктор
Айболит")
не досыта, спал без просыпа.
.. Недосыпал
то есть"
Іриключения домовенка")
27 "Пока твой конь четырьмя ногами ра-а-аз, два-а-а, три-
и-и, четы-ы-ыре.
.. Ты - двумя - раз-два-раз-два!"
("Ишь ты, масленица")
28 "Живу я как поганка, а мне летать, а
мне летать,
а
мне
летать охота!"
("Летучий корабль")
29 "Баста, карапузики! Коичилися танцы!"
("Волк и семеро
козлят")
3 0 "Мы строили, строили и наконец
построили.
.
Да здравствуем мы, ура!"
("Крокодил Гена")
ИЮНЬ 2001
85
предыдущая страница 69 ОМ 2001 06 читать онлайн следующая страница 71 ОМ 2001 06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст