НАШИ
Мы без ложной похвальбы можем сказать -
"у нас была великая эпоха".
Сла-
щавые квазидиснеевские "аленькие цветочки" устаревали на глазах, молодые
и веселые мастера ориентировались не на "классические традиции", а на су-
персовременных югославов и французов.
Федор Хитрук,
автор
"Истории од-
ного преступления"
и
"Фильм, фильм, фильм",
был безусловным лидером по-
коления. Но рядом с ним работали
Роман Давыдов,
чей
“Маугли",
проданный
американцам, перемонтированный и изуродованный плохой музыкой, кру-
тится сейчас по европейскому телевидению, и
Борис Дежкин,
тот, кто нари-
совал и оживил
"Матч-реванш"
и
"Шайбу, шайбу".
А какие люди делали
"Сте-
клянную гармонику"
Андрея Хржановского!
Сценарий - Геннадия Шпалико-
ва. Музыка - Альфреда Шнитке. Дизайн - Юло Соостера по мотивам всего кор-
пуса мировой живописи сразу - от Джотто до Рене Магрита. В этом фильме
нет диалога, только музыка и три пояснительные надписи. Он сделан в техни-
ке плоской марионетки, когда вырезанная из тонкого картона фигура переме-
щается под завораживающую мелодию стеклянной гармоники, которая, как
поясняет нам интертитул,
"делает человека лучше и раскрывает его сердце
для добра".
Этот фильм был запрещен сразу и бесповоротно. Только случай-
но на полуподпольных просмотрах можно было увидеть блуждающую копию
"Стеклянной гармоники".
..
В 1979 году почетный титул Самого Лучшего Анимационного Фильма На Све-
те перешел от
"Желтой подводной лодки"
к
"Сказке сказок"
московского ре-
жиссера
Юрия Норштейна.
К этому мало что можно добавить. Норштейн -
один из немногих гениев, чье величие очевидно даже современникам. До сих
пор
“Сказка сказок"
остается непревзойденным шедевром, хотя российские
зрители предпочитают
“Ежика в тумане".
Но из фильмов Норштейна трудно
выбрать лучшее. Они все -
“Лиса и Заяц", “Цапля и Журавль", “Ежик в тума-
не",
неоконченная
“Шинель"
по Гоголю -могут быть предъявлены Богу в ка-
честве оправдания существования человечества вообще.
ОТСТУПЛЕНИЕ
Наступали холода семидесятых годов. Откат произошел сразу во всем мире.
Югославы держались молодцами, но их юмор становился все чернее, а филь-
мы все изощреннее. Шедевр Зденко Гаспарича
"Сатимания",
то есть
"поме-
шательство на музыке Эрика Сати",
при всем своем остроумии повествует,
в сущности, о галлюцинациях проститутки, наглотавшейся "дряни" в ожида-
нии клиентов. Другие фильмы еще мрачнее. В
"Маске Красной смерти"
гиб-
нет целая страна. В
"Рыбьем глазе"
реалистически нарисованные рыбаки уп-
лывают на ночной лов, а в рыбачий поселок входят рыбы с сетями и баграми
в плавниках и спокойно, деловито забивают женщин и детей себе на про-
корм. В Польше Ришард Чекала делает
"Перекличку",
мультфильм о
концлагере. В Бельгии появляются жестокие мультфильмы Жеральда
,
которые необходимо знать
Сердитый американец
РАЛЬФ БАКШИ
подвел черту
Пражский "Ян-Потрошитель",
ЯН ШВАНКМАЙЕР
Британский эксцентрик
НИК ПАРК
сделал невероят-
под хипповскои революцией цветов , экранизировав куль-
товый комикс похабника Роберта Крамба
"Кот Фриц".
Фильм вышел в самом начале 70-х, когда даже самые глупые
хиппи поняли, что революция провалилась. В этом саркасти-
ческом road movie, ставшем манифестом бойцов
проигранной революции, представлены все виды контркуль-
турной деятельности - наркотики, рок и дискотеки, разно-
образные сексуальные практики, пушеры, хиппи, "черные
пантеры", "дикие ангелы", неонацисты и нью-йоркская бо-
гемная тусовка.
.. Главный герой, обаятельный интеллектуал
кот Фриц, свои таланты тратил на обольщение всех встреч-
ных самочек, от простодушных кисок до утонченных стерво-
чек-лисичек. Он пытался написать книгу, но каждая попытка
взяться за перо заканчивалась крахом (трахом). Сцена груп-
пового fuck в ванне, когда на бедного Фрица наваливаются
всё новые и новые подружки, так что он просто не успевает
оприходовать всех желающих, послужила поводом для при-
своения фильму категории X. Бакши довольно легко нашел
деньги на постановку своего следующего проекта,
"Heavy
Traffic",
злой комедии о неудачливом рисовальщике комик-
сов, влюбившемся в чернокожую проститутку и погибшем в
дурацкой перестрелке на задворках Нью-Йорка. Позже Бак-
ши сделал немало хороших коммерческих фильмов, в том
числе
"Властелина колец"
и
"Крутой мир".
Александр Павленко
— художник, поэт, скульптор, график, почетный сюрреа-
лист - родился в 1932-м. В Академии музыкальных ис-
кусств будущий создатель
“Тихой недели в доме", “Алисы",
"Фауста"
и
"Конспираторов наслаждений"
изучал куколь-
ную сценографию и театральную режиссуру. В мастерскую
Шванкмайера людям со слабым сердцем лучше не совать-
ся. То, что вы там увидите, довольно грубо и не всегда при-
ятно для созерцания. Пространство замкнуто и лаконично.
Любой предмет здесь - активный персонаж происходяще-
го. И, между прочим, вещи намного живее людей. У первых
подвижные тела, у вторых застывшие лица. Первые куда
эротичнее вторых. Зачастую личностные вещи пожирают
вещественных личностей и друг друга. Шванкмайер похож
на малыша с богатой фантазией, который, сидя в своей пе-
сочнице, сосредоточенно лепит мир на целые армии фи-
гур. Пан Ян умеет подчинять действие музыке. Ритм и темп
ведут за собой движение даже при отсутствии мелодии.
Это может быть скрежет, топот, чавканье, Фантазия Баха,
советские песни или старая чешская пластинка. Как вся-
кий художник, так и не вышедший из детства, Шванкмайер
обожает отрывать куклам конечности, сминать их в месиво,
.потрошить. Любознательный малыш обязательно
1должен разрезать и посмотреть, что там внутри.
'Им движет великий и бесконечный поиск Истины.
Мария Заславская
ное: своим последним фильмом
"Побег из курятника"
он
превратил миллионы зрителей в вегетарианцев.
Николас Вулстэн Парк родился в 1958 году в Престоне,
графство Ланкашир. Одним из его первых опытов в анима-
ции стал клип Питера Гэйбриэла "Sledgehammer". Выпус-
тившая "Побег" спилберговская студия DreamWorks знала,
на кого ставила: Парк - трехкратный обладатель премии
"Оскар", автор двух суперпопулярных пластилиновых геро-
ев, пузатого изобретателя Уоллеса (прообразом послужил
отец Парка) и его верного пса Громита. ОРТ в свое время
показало все главные фильмы о человеке и его друге соба-
ке -
"Большой выходной", "Неправильные штаны"
и
"Стрижка под ноль".
На ВВС же до сих пор можно увидеть
короткие анимационные сюжеты Парка из серии
"Creature
Comforts":
их герои - печальные звери (многие из них -
иностранцы, плохо говорящие по-английски), сидящие в
зоопарке и взирающие на наш мир сквозь решетку. Студия
Aardman Animations, на которой всю свою сознательную
жизнь трудится Ник, - одна из главных бристольских дос-
топримечательностей. Сама английская королева удостаи-
вала ее своим визитом и, словно школьница-неофит,
восторженно разглядывала крохотные пластили-
новые фигурки. После чего наградила Парка ор-
деном Британской Империи.
Вадим Рутковский
ОМ
ИЮНЬ 2001
87
предыдущая страница 71 ОМ 2001 06 читать онлайн следующая страница 73 ОМ 2001 06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст