ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНЫ МУЗЕЕМ КИНО
и
тер. Артиста Коренева сразу убрали из кинемато-
графа, фильм был разгромлен в печати, и волна
эротической фантастики так и осталась неосуще-
ствленной мечтой культуртеррористов.
Да, вот какие фильмы смотрели мальчики и девоч-
ки скучной и грустной Советской Империи. И это
было хорошо, но своей вершины советская дет-
ская кинофантастика достигла чуть позже, с при-
ходом замечательного сказочника и приятного
человека
Ричарда Викторова,
сделавшего нам
всем
"Через тернии к звездам".
Он был умен и
проницателен - умнее и проницательнее боль-
шинства своих коллег. Он знал, что делает. Между
прочим, его знаменитой дилогии
"Москва - Кас-
сиопея"
и
"Отроки во Вселенной"
(1973
-
1974)
предшествовала очень странная экраниза-
ция одной из самых загадочных пьес Сергея Ми-
халкова, лауреата Ленинских и Сталинских пре-
мий. Как называлась пьеса, я уже не помню
("Пер-
вая тройка, или Год 2001". -
Прим, ред.),
но
фильм Валентина Селиванова носил довольно-та-
ки лживое название
“Большое космическое пу-
тешествие" (1973).
На самом деле ни в пьесе,
ни в фильме путешествие было не космическим.
Детишек - героев фильма - точнее именовать
"психонавтами", а не "космонавтами". По ходу
действия взрослые дяди в штатском долго, упорно
проводили селекцию и наконец отбирали самых
Он явно смотрел дебютный фильм создателя
"Звездных войн"
Джорджа Лукаса
“ТНХ 1138".
Жуткий стерильный мир биороботов
"Кассиопеи"
создавался под сильным влиянием американской
картины. Вращающаяся на орбите гигантская
вика
"Ангелы Космоса".
Сценарий писал Кир Бу-
лычев, и, право, жаль, что не хватило денег на пол-
ноценную реализацию замысла. Даже в таком не-
допеченном виде
"Через тернии к звездам"
про-
изводит приятное впечатление. Революционной
1
ЧЕЛОВЕКА-АМФИБИИ" ЗАЖИГАЛА СЕРДЦА ПИОНЕРОВ
КЛАССНЫЕ РУКОВОДИТЕЛЬНИЦЫ С НЕОПИСУЕМЫМИ СТРАСТЯМИ СВОИХ ПОДОПЕЧНЫХ.
умных, красивых, в меру упитанных малышей (ну,
в полном расцвете сил) и делали вид, что хотят по-
слать ребятишек в космос. На Марс.
Мальчики и девочки прощаются с друзьями, с ро-
дителями, забираются в огромный космический
корабль и думают, что летят к Марсу. Тяжелые, из-
матывающие персонажей и зрителя испытания и
звездные вахты занимают большую часть фильма.
Это скучное, нудное и раздражающе однообраз-
ное действие взрывалось финалом, ради которого
все было затеяно. Дети обнаруживали (уже на ор-
бите Марса), что никуда не летят, а корабль -
только декорация, выстроенная для изоляции ре-
бят от внешнего мира. Над ними ставились экспе-
рименты, у них украли часть жизни, посулив не-
бывалое приключение.
.. Зачем Сергей Михалков
писал эту циничную и горькую пьесу? Какую цель
преследовали экранизаторы? Боюсь, мы никогда
уже не узнаем это, нам остается лишь саундтрек
фильма с пронзительно печальными балладами -
лучшим, что написал Алексей Рыбников.
В определенном смысле дилогия Викторова стала
попыткой ответа на жестокие загадки
"Большого ко-
смического путешествия".
На первый взгляд здесь
все проще, определеннее, но за простодушием исто-
рии юных космонавтов, выигрывающих конкурс на
лучшую народную модель звездолета и улетающих
на всю жизнь в космос, стоит более сложный сюжет.
Это история безымянного манипулятора, пришельца
из будущего, скрытого под маской Иннокентия Смо-
ктуновского и изменяющего прошлое (для нас - на-
стоящее) в своих целях. Все в первой серии разыгра-
но легко и весело, тень только скользит на заднем
плане. Но вторая серия, не без сарказма названная
"Отроки во Вселенной",
воплощает мрачные фанта-
зии Ричарда Викторова в полный рост.
станция восхищает, а бесконечные коридоры под-
земных городов и механические жесты его обита-
телей пугают, но главное не в этом. Веселые ребя-
та, еще позавчера рисовавшие стенгазету и пев-
шие про "я возьму этот большой мир", уничтожа-
ют чужую цивилизацию, даже не задумываясь,
просто так, из симпатии к случайно встреченному
инопланетянину. Ну, попросил человек, как отка-
зать? Вот мы и взяли этих роботов к ногтю.
..
И сразу около ребят возникает все тот же злове-
щий незнакомец, предлагая им убраться с планеты
подобру-поздорову. Теперь все становится на
свои места. Это было вторжение. Симпатичные
инопланетяне, встреченные на орбитальной стан-
ции, никакого отношения к планете не имели. Им
был нужен этот мир, и они очистили его от абори-
генов-"роботов" руками землян и "малой кровью".
Если бы к Кассиопее долетели взрослые (как пла-
нировалось) космонавты, то они почти наверняка
стали бы задавать неудобные вопросы. Но благо-
даря случайности (это была случайность или ре-
зультат вмешательства всемогущего манипулято-
ра?) в контакт с планетой вошли дети. Теперь пла-
нета свободна. Теперь земляне могут возвращать-
ся домой. Их миссия завершена.
Но все эти тонкости были искусно скрыты Ричар-
дом Викторовым стремительными погонями, пере-
стрелками и блеском легкой болтовни о свободе
воли. Был сделан фильм "для детей всех возрас-
тов", и если кто-то чего-то в фильме не понял, не
заметил - не важно! Главное, нам было интересно.
Позже Викторов одарил нас еще одной дилогией.
Это не ошибка, фильм
“Через тернии к звездам"
(1980)
должен был стать эпопеей из двух филь-
мов, из односерийной лирико-философской коме-
дии
"Нийя
-
Дочь Космоса"
и двухсерийного бое-
была сама идея пригласить для исполнения глав-
ной роли не актрису, а манекенщицу, смелым ре-
шением - вставить в детский фильм сцену купа-
ния голышом. Фашиствующий диктатор чужой
планеты оказывался карликом, и это было так же
хорошо, как неожиданная подлость лидера анти-
фашистов. Но больше всего мне понравился ор-
кестр из квакающих граммофонов, который встре-
чает земную делегацию на планете Десса. Это бы-
ла исключительно сильная деталь фильма. Однако,
кроме приятной занимательности, в дилогии
“Че-
рез тернии к звездам"
нет ничего, никакой тем-
ной идеи. Фильм делался в условиях ослабления
цензуры, и это не украсило его. Викторов пошел
по скользкому пути нагромождения причудливых
деталей, напропалую цитировал
“День, когда Зем-
ля остановилась", "По ту сторону Планеты
Обезьян"
и прочую классику cult movies, но так и
не смог превратить
"Через тернии к звездам"
в
кунсткамеру. Если бы это ему удалось, фильм стал
бы культовым. Но он так и не смог преодолеть
смешного желания рассказывать историю.
Конечно, Ричард Викторов был сердцем полоум-
ного жанра советской детской кинофантастики.
Ему подражали - иногда успешно, например, в
анимационной
"Тайне третьей планеты"
Романа
Качанова, чаще неудачно.
.. Когда Ричард Викто-
ров умер во время сьемок фильма
“Комета",
умер-
ла вся детская кинофантастика, и никакие попыт-
ки имитировать его стиль в телевизионных
“Девочках из будущего"
успеха не имели. Больше
никто и никогда не снимет тонкую и нежную сказ-
ку о счастливом будущем, пронизанную страхом и
ненавистью к прекрасному новому миру. Чему
удивляться - будущее наступило, и вчерашнее
завтра - это уже сегодня.
ф
О М
ИЮНЬ 2001
101
предыдущая страница 85 ОМ 2001 06 читать онлайн следующая страница 87 ОМ 2001 06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст