I
поп омаркет
M
M
i i î
СЕРИЯ
46
ДМИТРИЙ БЫКОВ
ОПРАВДАНИЕ
М.: Вагриус, 2 00 1
Книжки вроде "Оправда-
ния" читать надо стоя
в
метро - чтобы точно не
уснуть. Привыкнув к тому,
что в публицистике Быков
часто (постоянно) срыва-
ется на повышенный тон,
такого спокойного, ров-
ного
повествования
не
ожидаешь. Как собствен-
но литературное произве-
дение роман заслуживает
самой низкой оценки. Не-
достатков слишком мно-
го: блеклый текст, обилие
бессмысленных длиннот и
отступлений, несуразный
финал. Возможно, веду-
щий программы "ХОРОШО,
БЫков" рассчитывал, что
внимание привлечет про-
вокационная центральная
идея. Якобы сталинские
репрессии проводились,
чтобы отобрать из народа
его лучших представите-
лей (для чего, "Оправда-
ние" так до конца и не по-
ясняет). Но попытка поиг-
рать с советскими мифа-
ми вышла старательной и
неумелой.Тот же Пелевин
в "Омоне Ра" сделал это в
двести
раз
интереснее.
Ким Белов
о о е о ©
ИЮЛЬ-АВГУСТ 2001
ОМ
ЮРИИ МДМЛЕЕВ
БЛУЖДАЮЩЕЕ
ВРЕМЯ
©
ЛИМБУС ПРЕСС. САНКТ-ПЕТЕРБУТ»Г
Дмитрий
БЫКОВ
О
потусторонний ШЕПТУН
ЮРИЙ МАМЛЕЕВ
БЛУЖДАЮЩЕЕ ВРЕМЯ
СПб.: Л им бус Пресс, 2 00 1
Для м осковской публики, ж ивущ ей с религией "слава
Богу, уж е п ятн иц а", это дичайш ая, не лезущ ая ни в ка-
кие ворота книга. Поэтому понятно недоумение неко-
торы х м од ны х критиков, вопрош аю щ их, как же можно
в 20 0 1 году писать такое. Новы й роман Мамлеева вос-
приним ается как сатира на оккультное подполье, "п о -
таенную М о скву", по терм инологии автора, - его дея-
тели, наверное, узнаю т друг друга в персонажах книги,
даж е я, человек посторонний, кое-кого идентифици-
ровал. Но очень возм ож но, что Мамлеев пишет все это
на полном серьезе - с него станется. В России Мамлее-
ва каж ды й второй встречны й либо провидец, либо
ю родивы й. П рилагательное "по тустор о н н и й" встреча-
ется на лю бой странице по нескольку раз и по отноше-
нию к чему угодно.
П евец трупаков и упы рей всегда отличался редкой
сладостностью - ую тненько так наш епты вает Мамлеев
об уж асном. В новой же книге он достиг в уютности со-
всем уж уд и вительн ы х высот. Бесконечны м разгово-
рам персонаж ей о провалах в "н е вы р ази м о е" неизмен-
но сопутствует м илейш ее употребление ими водушки,
кваска, пирож ков, печеньица. Вспоминается лукавая
см иренность Клю ева с его поддевками или прячущ ий-
ся в свои чудачества, как в раковину, Ремизов. Но не-
смотря на всю гротескность романа, в нем проговари-
ваются какие-то важ ны е, серьезны е вещи о России,
которую Ам ерикой не сделаешь, сколько Макдонал-
дсов ни построй, и о мистическом опыте, который са-
мому М ам лееву знаком не понаслы ш ке. Фантастически
несвоеврем енная, исклю чительно русская, уютнейшая
проза. О ценки такой книги не значат ровным счетом
ничего - единица ли, пятерка ли. Хотя я выбираю вто-
рое.
Андрей Бухарин
О 0 О О О
МИШЕЛЬ УЭЛЬБЕК
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЧАСТИЦЫ
М.: И ност ранка: В.С.Г.-ПРЕСС, 200 1
42-летний француз Уэльбек - пренеприятнейший тип. Алкоголик и зануда, при виде которого киснет молоко и в ни-
куда сбегают домашние коты. Но именно этот субъект выдал роман, равного которому по резонансу Европа давно
не видала. Бурные дебаты, огромные тиражи, сравнения с Бальзаком, Сартром etc. Дальше всех пошел рецензент
"Ле Монд", заявив, что в праве читателя не принимать роман - так же, как в его праве не принимать "Гернику" Пи-
кассо. Но все так элементарно лишь в утопическом финале "Частиц". На деле выходу романа о двух сексуальных
неудачниках - сводных братьях Брюно и Мишеле, чье безрадостное существование пришлось на вторую половину
XX века, - сопутствовала как хвала, так и хула. Точные американские рецензенты причислили Уэльбека к "партии
абсолютно плохого письма" и нарекли книгу "смехотворным и фальшивым псевдофилософским трактатом". Отвра-
тительный в своей бессмысленности наезд на поколение хиппи, мизантропическая смесь семейной хроники, пор-
норомана, начального курса политологии и социологии с экскурсами в атомную физику и биологию написан угрю-
мым Уэльбеком на одной эмоциональной волне. Весь роман - унылое, монотонное брюзжание о неизбежном зака-
те Европы и гибели западного мира. На полном серьезе бить в колокола оттого, что люди умирают, тела стареют и
дурнеют, некоторые - вспоминая героя "Кики" - могут по четыре раза не вынимая, а некоторые не могут и полови-
ны того, - по меньшей мере глупо. Винить во всех бедах индивидуальную свободу и возможность человека смеять-
ся над любыми трагедиями - еще глупее. Мрачный и неостроумный тяжеловес Уэльбек знает слишком много, но не
догадывается, что 31 декабря 1999 года - вовсе не последний день второго тысячелетия. Ему бы не на глобалку за-
махиваться, а довольствоваться малым, возделывая свой сад. Глядишь, и жизнь бы наладилась.
Вадим Рутковский
O 0 Ô O ©
предыдущая страница 38 ОМ 2001 07-08 читать онлайн следующая страница 40 ОМ 2001 07-08 читать онлайн Домой Выключить/включить текст