САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ ОРФЕЕВ
"Орфей
В
Аду",
1858.
Комическая опера Жака Оффенбаха ("опера-
буффон в 2-х актах и 4-х сценах"), один из источников вдохновения Лурманна.
"Орфей",
1949.
Гениальный фильм великого поэта Жана Кокто,
шедевр "орфического" искусства. Лурманн цитирует "Орфея" в сцене
избиения Кристиана, лежащего на мокрой улице, прижавшись щекой к
глянцу воды - точно как уснувший у водоема Орфей - Жан Марэ у Кокто.
"Orpheus",
1967-71.
Бостонская софт-рок-группа, игравшая в
столь любимом Лурманном стиле sunshine pop.
"Орфей Теркин"
("Shredder Orpheus"), 1990.
Фильм
актера-режиссера-продюсера Роберта Макгинли о скейтбордисте Орфее
(сам режиссер) и его друзьях, спускающихся в ад, чтобы остановить
телесигналы, оболванивающие Америку (!).
"Passage to Hades",
2001.
Свежайший альбом лондонского гуру
бас-гитары Джа Уоббла, записанный с саксофонистом Иваном Паркером
и посвященный звуковым деталям орфеева "спуска в Аид". Содержит
любопытный образчик орфического творчества одного из соратников
Уоббла, музыканта и журналиста Клайва Белла.
ономией на местной валюте. "Мулен Руж"
"подоспел" пять лет спустя после "повес-
ти", которой "печальней нет на свете". Со-
лидные временные дыры между фильмами
Лурманна вполне объяснимы: режиссер
тщательно прописывает каждый атом своей
вселенной, пронизывая все и вся ориги-
нальной концептуальной идеологией. "Му-
лен Руж" - венец лурманновской "трилогии
красного занавеса" - оказался принципи-
альным манифестом стиля своего создате-
ля. Ибо он - не просто эталонный образчик
постмодернистского "радостного творчест-
ва", сладкого томления в лучах "низких
жанров" (мелодрама и танцы в "Strictly
Ballroom") или скрещивания высокой лите-
ратуры и визуального кича ("Ромео и
Джульетта"). "Мулен Руж" - захватываю-
щее путешествие к истокам поп-культуры, в
колыбель собственного стиля, в то время,
когда всеперемалывающая "мельница" де-
мократичного зрелища только начинала
раскручивать свои гигантские лопасти.
“МУЛЕН РУЖ"
Открывшийся 6 октября 1889 года "Moulin
Rouge" - грандиозное варьете-бордель с
танцполами, галереями, садами, опиумным
шалманом в чреве гигантского слона и мас-
сой укромных мест для оргий - был вопию-
щим символом "прекрасной эпохи", време-
ни политического спокойствия, социаль-
ных свобод и относительного экономиче-
ского процветания. Все это, а также скопом
изобретенные телефон, телеграф, автомо-
биль, портативная фотокамера, электриче-
ство и печатная машинка способствовали
уничтожению строгой соци-
альной иерархии и глобаль-
ной интеграции внутри об-
(
щества. Ареной этих процес-
сов были 27000 кафе и 264
кафе-концерта, располагав-
шихся в одном только Париже, а их апофео-
зом - "Мулен Руж", где в нескончаемом про-
мискуитетном кураже терлись друг о друга
буржуа и пролетарии, преступники и боге-
ма, путешествующие инкогнито восточные
тираны и цвет европейской аристократии.
Зрелище предназначалось для всех без
классового деления, и это было началом
поп-культуры. Именно этот миф и экрани-
зирует Лурманн, накладывая на него траги-
ческую историю поэта и куртизанки и пре-
вращая все это в патетический постмодер-
нистский мюзикл. Сильнодействующий при-
ем "Мулен Руж" - использование поп-музы-
ки в качестве "арий" персонажей. Распис-
ные танцовщицы варьете отплясывают кан-
кан под "Smells Like Teen Spirit" Nirvana, су-
ровая этика шоу-бизнеса проговаривается с
помощью "The Show Must Go On" Queen, а не-
удачная попытка абордажа герцогом Сати-
ны оборачивается комическим исполнени-
ем "Like A Virgin" Мадонны, полным хорео-
графических цитат из легендарного по-
стельного дэнс-шокера самой певицы. При-
чем песни являются не вставными номера-
ми, как в плохих мюзиклах, а настоящим
языком амурной коммуникации героев.
КТО ПОЕТ
Создатели фильма выдвинули следующую
формулу того, чем был реальный "Мулен
Руж": "Студия 54" + бангкокский секс-рынок
+ карнавал Mardi Gras. Так или иначе, заведе-
ние было населено соответствующей пестрой
публикой. Паре романтических героев - поэ-
ту Кристиану и куртизанке Сатин - противо-
поставлена пара гротескных персонажей, ди-
ректор "Мулен Руж" Харольд Цидлер (умопо-
мрачительный англичанин Джим Броудбент,
в недавней
"Кутерьме"
Майка Ли сыгравший
другого опереточного
деятеля - Уильяма
Гилберта) и злодей герцог Уорчестер (еще
один австралиец Ричард Роксбург).
т
ш
к
С Л А Д К О Г О
П У Т Е Ш Е С Т В И Е К
И С Т О К А М
П О П - К У Л Ь Т У Р Ы
76
ИЮЛЬ
-АВГУСТ
2001
ОМ
предыдущая страница 64 ОМ 2001 07-08 читать онлайн следующая страница 66 ОМ 2001 07-08 читать онлайн Домой Выключить/включить текст