2 2
ДАВНЯЯ МАГИЧЕСКАЯ ФРАЗА ГРЕБЕНЩИКОВА «РОК-Н-РОЛЛ МЕРТВ»
СТАЛА ЧУТЬ ЛИ НЕ МАНТРОЙ ПОСЛЕДНЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ. ПОЭТОМУ
ТЕРМИН «ПОСТРОК» ЗВУЧИТ ТАК МНОГООБЕЩАЮЩЕ И УПОТРЕБЛЯЕТСЯ
ПО ОТНОШЕНИЮ КО МНОЖЕСТВУ КОЛЛЕКТИВОВ. ЧТО Ж Е ТАКОЕ РОК
ПОСЛЕ СМЕРТИ
РОКА?
Mouse On Mars
В
90-х довольно сильно изменилось
отношение к року. Если не очень по-
нятно. что имеется в виду под слова-
ми «рок мертв», тот же самый тезис
можно сформулировать несколько
по-другому: «рок неизлечимо фаль-
шив».
Что может предложить рок? Если вам нужен за-
водной ритм, то его в роке нет, если вы хотите
танцевать, рок вам не поможет. Если вам нужна
песня, с которой вы могли бы себя идентифици-
ровать, то в современном роке и этого на самом-
то деле нет. Рок должен быть величественным и
могучим и демонстрировать широкоформатных
героев. Кто эти герои сейчас? Чувствуете ли вы,
что музыка говорит о самых важных вещах в
жизни, о которых все остальные трусливо мол-
чат? Вряд ли. Исчезли рок-звезды, рок-идолы,
рок-легенды или, что то же самое, исчезла по-
требность в их существовании. А без рок-идола
нет рока.
Такое явление, как «исчезновение рока», было
обнаружено журналистами в середине 90-х, оно
примерно
соответствует
моменту,
когда
Metallica постриглась и надела пластмассовые
черные очки. Впрочем, еще раньше было замече-
но, что посетители рок-концертов утратили энер-
гию и энтузиазм. Жизнь явно переместилась на
техно-рейвы.
Поэтому появившийся в 1996-м в связи с выхо-
дом альбома
« M illio n s N o w L iv in g W ill N e ver
Die»
чикагской группы Tortoise термин «построк»
казался вполне уместным. Восторгу критиков не
было предела. Минималистичный рок без вокала
пошел на ура. Больше того, продукция Tortoise
якобы отменила выдохшуюся и погрязшую в бес-
конечных клише рок-музыку. Навсегда поконче-
но с куплетами-припевами, с бесконечным пафо-
сом, с тремя постылыми гитарными аккордами.
Волшебными словами были даб, минимализм и
джаз.
Даб означал не просто массу баса и медленными
толчками идущий вперед грув. Под дабом име-
лась в виду технология, применявшаяся на Ямай-
ке в начале 70-х: записать музыку на пленку, а
потом обработать эти пленки так, как будто ни-
каких живых музыкантов никогда и не было.
Чем-то подобным занимались и кельнские хиппи
из группы Сап, мода на которых тоже как бы са-
ма собой подоспела.
Минимализм означал переход к новому принци-
пу композиции. Медленно меняющиеся ритмиче-
ские фигуры создавали своего рода муаровый эф-
фект, музыка производила статичное впечатле-
ние, но на месте при этом не стояла. По сравне-
нию с трехаккордовым роком в построке оказа-
лось значительно больше музыки.
N'57
II
ОМ // октябрь 7001
предыдущая страница 14 ОМ 2001 10 читать онлайн следующая страница 16 ОМ 2001 10 читать онлайн Домой Выключить/включить текст