БЛАГОДАРИМ ЗА ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛА МАГАЗИН .ТРАНСИЛЬВАНИЯ., УЛ ТВЕРСКАЯ,
6
/
1
. СТР
5
, ТЕЛ
229-8786
Одновременно перенос акцента с гитарных ак-
кордов на движущиеся относительно друг друга
легкие слои ударных инструментов означал
сближение с лагерем электронной музыки. Запи-
си Tortoise (во всяком случае, некоторые пасса-
жи) звучали как эмбиент.
Третье волшебное слово - «джаз» - применя-
лось в том смысле, что Tortoise много импровизи-
руют, а их саунд местами очень напоминает та-
кое явление, как cool jazz. Правда чикагские му-
зыканты пояснили, что во время своих концертов
они ничуть не импровизируют, а играют то, что
разучили. И вообще импровизация их музыке во-
все не свойственна. Их музыка придумана, сочи-
нена, выстроена.
.
Дело вовсе не в саунде вибрафона и не в огром-
ном портрете Джона Колтрейна, который висел в
чикагской студии Tortoise, а в том, что музыкаль-
ным критикам была очень дорога утопия синте-
музыка эпохи минимал-техно. На ум приходили и
такие немецкие коллективы, как Kreidler и То
Rococo Rot.
Найти истоки такого саунда оказалось очень лег-
ко. Созданная в 1990-м британская группа
Stereolab занялась минималистическим почти
инструментальным роком с большим количест-
вом аналоговых синтезаторов. Минимализм за-
ключался не только в монотонном и довольно не-
богатом стуке ударных, но и в навязчивой гитар-
ной партии, которая состояла, как правило, из
одного-единственного аккорда.
Истоки Tortoise уходят в чикагский рок-андегра-
унд или, шире, в инди-рок 80-х. В 80-х мы обнару-
живаем практически инструментальный и до-
вольно минималистически устроенный рок край-
не влиятельной группы Sonic Youth и лейбла
SST.
В первой половине 70-х немецкие группы Сап,
кратно случалось в 90-х, специфический саунд
очень быстро выработал свой ресурс. Сегодня
клише почему-то стали очень быстро приедаться
- как в техно и роке, так и в построке. Такие аме-
риканские (когда-то построк-группы), как Trans
Am, Him, Ui, Labradford, Gastr Del Sol, уже не
воспринимаются как передний край чего бы то ни
было. Нынешние Tortoise - тоже явно не группа
будущего.
Что же, ничего нового и интересного в этой сфе-
ре не происходит? Происходит-происходит.
Например, британское трио Add N to (X), пару
лет назад заявившее о себе как об остроумной
альтернативе американской минимал-насуплен-
ности. Американский коллектив Ribbon Effect
выпустил в прошлом году альбом «
S lip
»: неспеш-
ная инструментальная музыка пережила техно-
оккупацию и не хочет возвращаться восвояси.
Барабаны, синтезаторы, компьютерный монтаж.
Исчезли рок-идолы или, ч то т о же самое,
исчезла потребность в их существовании. А без рок-идола нет рока.
тической музыки, с одной стороны, укорененной
в традиции, а с другой, преодолевающей разоб-
щенность и клише отдельных музык: рока, джа-
за, техно,авангарда.
Моментально было обнаружено, что кельнско-
дюссельдорфский дуэт Mouse On Mars относит-
ся к этой же струе. Электронная группа Mouse
On Mars звучала на редкость неэлектронно. М у-
зыка собиралась из пассажей, сыгранных на на-
стоящих инструментах. Правда, потом эти запи-
си резались на части, зацикливались, прогоня-
лись через спецэффекты, наслаивались друг на
друга. То есть, грубо говоря, процедура изготов-
ления техно применялась к звукам вполне есте-
ственного происхождения.
Можно отметить, что главным музсобытием се-
редины 90-х была битва за преодоление пропасти
между роком и техно. Еще одни знаменитые пре-
одолеватели
этой
знаменитой
пропасти
-
Chemical Brothers, Prodigy и Rammstein. Mouse
On Mars и Tortoise предложили несколько иной
рецепт синтетического саунда.
К 1997-1998-му группы, которые занимаются са-
мосэмплированием стали восприниматься как
нечто само собой разумеющееся. Более того, по-
добного рода практика вдруг оказалась единст-
венным способом выживания музыкальных кол-
лективов в эпоху электронной музыки.
Такое положение дел было названо тоже, разуме-
ется, построком. С одним, правда, «но».
На компьютере можно изготовить довольно при-
чудливые аудиозаграждения из какого угодно ау-
диоматериала, и если мы применим в качестве
исходного сырья звуки барабанов и гитар, то ре-
зультат автоматически окажется построком?
Нет.
Несмотря на все усилия критиков размазать гра-
ницы понятия, пост-рок все-таки ассоциировался
со вполне определенным саундом. С саундом
Tortoise образца 1996 года.
Холодность. Бесстрастность. Инструментальная
Add N То (X)
Kraftwerk и Neu! звучали уже как настоящий
построк.
Совсем
неэлектронный
альбом
«K ra ftw e rk 2
» (1972) - вполне построковый.
После него Kraftwerk сдвинулись в электро-ми-
нимализм, а группа Neu!, созданная гитаристом
Михаэлем Ротером, которому уже не было места
в электронных Kraftwerk, занялась рок-вариан-
том той же самой формулы.
А Velvet Underground - это уже конец 60-х, пер-
вая антирок-группа, смерть поп-музыки, останов-
ка всякого движения, занудливость как средство
эпатажа, тиражирование как эрзац художест-
венного процесса.
.. У поп-артиста Энди Уорхо-
ла
-
идейного
вдохновителя
Velvet
Underground - было много замеча-
тельных идей.
Таким образом, в конце 60-х поя-
вился не только рок с его саундом,
но и идея, как должен звучать анти-
рок,
контррок,
по-
строк.
Как
это
неодно-
Звучит грустно, но не тупо, и в тембральном от-
ношении куда интереснее, чем «чисто электрон-
ный продукт».
Австрийское трио Radian демонстрирует, пожа-
луй, наиболее интригующий, кошмарный и ин-
тенсивный построк из заползавших мне в уши.
Radian - это настоящая группа: ударник, кла-
вишник, басист. Барабаны звучат довольно нату-
рально, бас тоже можно опознать, но все осталь-
ное - сухой высокочастотный нойз. Ни рева, ни
грохота нет, но и компромиссов - тоже. При
этом Radian играют определенно рок: в
нескольких треках очевиден довольно
блюзовый нойз-рифф.
Минимализм - это богатство и си-
ла. Нож хирурга. Предсмертно ми-
гающий красный глаз Терминато-
ра.*
$яг *••••
ft' *
N'57
II ШИ
октябрь 2001
предыдущая страница 15 ОМ 2001 10 читать онлайн следующая страница 17 ОМ 2001 10 читать онлайн Домой Выключить/включить текст