:::
П о п - л л а р к е т _ к н и г и
Кии
БЕЛОВ
. за
исключением
специально
указанных
БУД УЩ ЕЕ СЕЙЧАС!
УИЛЬЯМ ГИБСОН. ВИРТУАЛЬНЫЙ СВЕТ
СПб.: Азбука, 2001
По словам Андрея Черткова, знающего о Гибсоне едва ли не боль-
ше, чем сам Гибсон, вышедшая у нас в середине 90-х трилогия из
«Нейроманта», «Графа Ноль» и «Моны Лизы Овердрайв» фактиче-
ски провалилась в продаже. То, что называется русским читате-
лем, просто проигнорировало автора, создавшего самый влиятель-
ный литературный жанр конца века. Не удивительно - принадле-
жащую на Западе киберпанку долю сердца читающей публики у
нас давно оттяпало себе фэнтези. Поэтому лично я. к сожалению,
даю неблагоприятный прогноз на «прокат» в России «Виртуально-
го света» - самого легкого и самого «приземленного» романа
Уильяма Гибсона.
«Виртуальный свет», напечатанный в оригинале в 1993 году, -
ближайший подход живущего в Ванкувере писателя к «корням2
киберпанка: нуару, «черному детективу» а-ля Чэндлер и Хэммет.
Два главных героя - в затяжном военном конфликте с судьбой.
Первый, Райделл, частный сыщик, бывший полицейский, однаж-
ды в состоянии аффекта застреливший подозреваемого, а в другой
раз по ложному вызову протаранивший броневиком чью-то виллу.
Вторая. Шеветта. девушка-велокурьер, живущая у хозяина-инва-
лида в фанерном домике. Однажды Шеветта по незнанию крадет
очки виртуальной реальности, одновременно служащие хранили-
щем очень важной и очень дорогой информации - тот самый «виртуальный свет». Задание найти воровку по-
лучает Райделл.
Самый мощный образ из «Виртуального света» - полуразрушенные «Золотые ворота» с прилепившимися, как
осиные гнезда, самодельными хижинами. Гибсон редко дает общие описания, ограничиваясь деталями и поз-
воляя читателю додумывать целое самому. Метод работает великолепно: плоды собственной фантазии забыть
гораздо труднее, чем чужой. Мало кто, придумав такой сложный мир, удержался бы от соблазна подробней-
шим образом все разжевать. Но Гибсон дозирует подробности, как умный дилер героин - с 2 0 % талька, - убе-
регая читателя от передоза и заставляя страдать без новой порции текста.
Утверждение, что Гибсон предугадал многие сегодняшние вещи, не совсем верно. Например, сеть ARPANET,
которую можно счесть прообразом Матрицы из «Сожжения Хром», ко времени выхода первых гибсоновских
рассказов существовала уже лет пятнадцать. Тот же Жюль Верн напророчил гораздо больше технических но-
винок. Но от этого качество прозы Уильяма Гибсона не страдает. Его книги нельзя сравнивать с реальностью.
Они несравнимо лучше.
у и л ь я м
г и б с о н
виртуальный
свет
АЛЕКСАНДРА МАРИНИНА.
ТОТ, КТО ЗНАЕТ
М.: ЭКСМО-Пресс, 2001
38
ра, пишется литературными негра-
ми
-
безвестными
студентами
творческих вузов и жадными до
халтуры журналистами. Но когда
мне говорят, что Александра Мари-
нина - одна из немногих, кто нег-
ритянскими услугами не пользует-
ся, я с этим соглашаюсь. Потому
что любой первокурсник Литинсти-
тута сумел бы написать более пра-
вильным языком - а заодно приду-
мать поинтереснее финал.
Когда Маринина пишет про Камен-
скую, прощаются все огрехи. Настя
Каменская - женщина с больной
спиной, решающая любой сложно-
сти уголовные дела, но все домаш-
ние дела перекладывающая на пле-
чи мужа-математика. Воплощение
триумфа в борьбе за равенство по-
лов. К сожалению, в новом мари-
нинском романе Каменской нет.
А есть целая куча персонажей, чья
жизнь описывается с тщательно-
стью «Саги о Форсайтах». На воп-
рос «о чем эта книга?» можно сме-
ло отвечать: о чувстве долга. Имен-
но под его руководством проходит
вся жизнь советско-российской де-
вочки, девушки и женщины Ната-
ши Казанцевой.
В «Том, кто знает» (название, кста-
ти, крайне неудачное) Маринина
залезла на территорию Петрушев-
ской: жанр романа - «коммуналь-
ная чернуха». Детективная фабула
появляется ближе к концу первого
тома и, такое впечатление, потому,
что писать совсем не-детективы
Маринина пока боится.
И правильно - криминальные исто-
рии получаются у нее намного луч-
ше, чем длинные романы «с мора-
лью». В «Том, кто знает» персона-
жи постоянно читают друг другу
нотации: как надо правильно жить.
Уважаемой и любимой писательни-
це Александре Марининой стоило
бы тоже выслушать одно замеча-
ние: пишите, пожалуйста, про Ка-
менскую.
0 0 3 0 0
ЖАН-КРИСТОФ ГРАНЖЕ.
ПУРПУРНЫЕ РЕКИ
М.: Иностранка, 2001
1 Л
Т
Л
1
Пурпурные реки
составитель б.Акунин
I
Г '{ .
j
*
40-летний парижский журналист
Гранже прославился в 1994-м мрач-
нейшим трип-триллером «Полет
аистов». Его второй роман (1998)
стоит читать обязательно, даже ес-
ли вам знакома экранизация, име-
нованная в нашем прокате «Багро-
выми реками». Фильм настолько
шокировал публику нелепым, ало-
гичным финалом, что прочесть пер-
воисточник следует хотя бы для то-
го, чтоб не чувствовать себя одура-
ченным и разобраться в хитроспле-
тениях блестяще написанной и изо-
щренно сконструированной исто-
рии. И удостовериться, что идиот-
ское завершение киноверсии - не-
ожиданная проруха обычно весьма
профессионального Кассовица.
Книга же, безусловно - сильнодей-
ствующее лекарство от скуки. От
фильма отличается программным
отсутствием хэппи-энда и безыс-
ходной, очень жестокой и негуман-
ной атмосферой. Опытный комис-
сар Пьер Ньеман расследует чудо-
вищное убийство в горном универ-
ситетском Герноне. Молодой коп
Карим Абдуф занят вроде пустяко-
вым взломом в заштатном Сарзаке.
Оба стража закона с очень грязны-
ми руками. Один - уставший от
жизни мизантроп, другой - озлоб-
ленный выходец из пропитанной
выделениями спидозных язв и гни-
ющих огнестрельных ран субур-
бии. Преступление, с которым их
сталкивает случай, - лишь звено в
цепочке не укладывающихся в че-
ловеческие рамки и отдающих сре-
дневековой жутью деяний. Эра ми-
лосердия
не
наступит никогда.
Единственно возможная плата за
око - око.
0 0 3 0 0
Вадим РУТКОВСКИЙ
Известно, что масса детективных
романов, выходящих под именем
какого-нибудь раскрученного авто-
N
5
?// ОМ
// октябрь
2001
предыдущая страница 29 ОМ 2001 10 читать онлайн следующая страница 31 ОМ 2001 10 читать онлайн Домой Выключить/включить текст