н е к у р я щ и й
к у с т у р и ц а
П о с л е д н е е с л о в о
ОСТАЕТСЯ НЕЯСНО, КТО
ТАКОЙ ЭТОТ КУСТА. КАК
ЕГО ЗОВУТ НА РОДИНЕ.
ОТ НЕГО МОЖНО ЖДАТЬ
ЧЕГО УГОДНО-ТО С ПО-
ЛИТИКОМ ПОДЕРЕТСЯ. ТО
ГЕНИАЛЬНЫЙ
фильм
СНИМЕТ. ТО В ПЛЯС ПОЙ-
ДЕТ. БАС-ГИТАРИСТ.
АНАРХИСТ, СЦЕНАРИСТ,
ПОЛУЧИЛ ПАРУ «ПАЛЬ-
МОВЫХ ВЕТВЕЙ» И «ЗО-
ЛОТОГО ЛЬВА», ОБЕЩАЛ
БОЛЬШЕ НЕ СНИМАТЬ
КИНО. ПРОДОЛЖАЕТ ИГ-
РАТЬ НА ГИТАРЕ.
.. ОН
РАЗГОВАРИВАЕТ, НЕ ВЫ-
ПУСКАЯ ИЗО РТА ТОЛ-
СТУЮ СИГАРУ. УСТАВ-
ШИЙ ПОСЛЕ КОНЦЕРТА
"NO SMOKING
ORCHESTRA" - ОТВЕЧАЕТ.
СБИВАЯСЬ С АНГЛИЙСКО-
ГО НА ИТАЛЬЯНСКИЙ.
Дарья Шухтина: Ваша му-
зыка так популярна в Рос-
сии, да и фильмы тоже,
что всем кажется, что вы
прекрасно говорите по-
русски.
Эмир Кустурица:
Нет, я по-
нимаю немного русскую речь,
могу читать, но не говорю со-
всем - не было практики. Но
русская литература - это то,
что научило меня жить.
ДШ: Вы верите в героев?
Они оказали влияние на
современную культуру?
ЭК:
Да, герои существуют.
Они влияют на нашу жизнь,
замечаем мы это или нет. Хо-
тя для меня героями всегда
были простые люди, которые
оказывались рядом со мной и
меняли мои представления,
взгляды, решения. Если гово-
рить о кино, то для меня все-
гда героями были Андрей
Тарковский и Дзига Вертов. Я
учился на фильмах Фрэнка
Капры и Эрнста Любича.
ДШ:
Что
было
самым
сильным детским впечат-
лением?
ЭК:
Правление Тито. Это бы-
ло везде и всегда, это было во-
круг - это было все время с то-
бой. На самом деле, пожалуй,
это фильм Серджио Леоне, ко-
торый я посмотрел в двенад-
цать лет - я впервые пошел в
кинотеатр без родителей. Ког-
да я вышел из кинотеатра, на-
чалась
безумная
жестокая
драка. Я был в восторге.
ДШ: Что бы вы хотели соз-
дать?
ЭК:
Утопию. Я пытался изме-
нить мир, но понял, что это
невозможно, поэтому теперь
я думаю, что надо создавать
мечты, чтобы в них жить, раз
мир
все
равно
останется
прежним.
ДШ: Вас интересует, что
происходит
в
реальном
мире?
ЭК:
Честно говоря, теперь
уже не интересует. Но от ин-
формации никуда не денешь-
ся - она сама достанет тебя.
Это так надоело, но от нее ни-
куда не скрыться. Поэтому я
предпочитаю играть, зани-
маться музыкой. Потому что
это просто доставляет удо-
вольствие, это весело, это
классно. А про политику луч-
ше не думать. Хотя бы иногда.
ДШ: Как вы относитесь к
политике и политикам?
ЭК:
О них много сказано пря-
мо или косвенно в моих филь-
мах. Все эти люди всегда за-
нимались
политиканством:
вчера они были гошистами,
сегодня ширакистами, завтра
еще кем-нибудь. Я не называю
их иначе как motherfuckers.
ДШ: Какое произведение
искусства оказало на вас
влияние
или
заставило
вас задуматься?
ЭК:
Я зачитывался Чеховым,
мне очень нравится Бабель.
На то, что я делал, повлияли
больше всего Достоевский и
Платонов.
ДШ: С кем из животных
вы
себя
ассоциируете?
Почему?
ЭК:
С животным? С конем.
Свободным,
стремитель-
ным.
.. И кое-что я бы тоже у
коня позаимствовал.
ДШ: Хорошо быть цини-
ком?
ЭК:
Да, хорошо было бы
быть более циничным. Это
мешает творчеству, но помо-
гает жить.
ДШ: Вы верите в образо-
вание? Если бы у вас была
возможность вернуться в
школу, чему бы вы стали
учиться?
ЭК:
Я бы занимался истори-
ей. Но вряд ли бы я нашел до-
статочно хорошего педагога.
Хотя на самом деле жизнь не-
плохо учит. Поэтому я пред-
почитаю жить, а не учиться.
ДШ: Ваше творчество как-
то связано с сексуально-
стью? Если да, то каким
образом?
ЭК:
Все связано. Фольклор
весь
насквозь
сексуален.
Скрипка или ритмы, танцы,
настроение - все это секс.
ДШ: Каким вы видите бу-
дущее человечества?
ЭК:
Я думаю, что это слиш-
ком сложный вопрос, чтобы
на него ответить после кон-
церта. На самом деле я бы не
хотел видеть будущее, даже
если бы мог. Но я не пророк.
Я слишком ленив.
ДШ: Важно ли, чтобы в
произведении искусства
был смысл? Почему?
ЭК:
Каждый человек сам
вкладывает смысл в произве-
дение искусства - или не
вкладывает. А творец, когда
создает это произведение, да-
же не подозревает, что потом
подумают люди. ■
Г 58
II
ОМ
//ноябрь 8001
предыдущая страница 141 ОМ 2001 11 читать онлайн Домой Выключить/включить текст