В П о п - м а р к е т к и н о
Вадим РУТКОВСКИЙ за исключением специально указанных
п р и к л ю ч е н и я
э л е к т р о н и к а
«ИСКУССТВЕННЫЙ РАЗУМ»/ A.I. Artificial Intelligence
США, 2001. Режиссер: Стивен Спилберг. В ролях: Хэйли Джоэль
Осмент, Джуд Ло, Уильям Херт, Брендан Глисон.
Г |
Маг и волшебник Стивен Спилберг вновь демонстрирует свои безгра-
ничные возможности. В его ловких руках на этот раз оказались практи-
чески все козыри, накопленные за долгие годы мифотворчества: смы-
словые галлюцинации «Искусственного разума» захватывают безбреж-
ные пространства от «Инопланетянина» до «Списка Шиндлера», от
«Индианы Джонса» до «Спасения рядового Райана». Новый фильм -
полный расчет, выданный Спилбергом детским фантазиям, меланхолии
опыта и пафосу Голливуда.
«Искусственный разум» вырос из давней идеи покойного Стэнли Куб-
рика, еще в начале 90-х затевавшего съемки гуманистической саги о
трагедии мыслящих кукол. Тогдашний уровень технологий не устраи-
вал заклятого перфекциониста. Сегодня эстафету Кубрика перенял
Спилберг, доведший постановочную мощь до автоматизма. Герой филь-
ма, 11-летний Дэвид - новое слово в робототехнике, искусственный
мальчик, способный любить и обладающий внешностью Хэйли Джоэля
Осмента, нервного ребенка из «Шестого чувства». Окружающие же
его создания из плоти и крови больше похожи на монстров. Фильм на-
чинается как черная пародия на глянцевую жизнь современной семьи,
которой Дэвид должен заменить сына, находящегося в коме. Но чело-
веческий детеныш очнется, и начнется нисхождение бессмысленно до-
брого и осмысленно любящего Дэвида в мир ночных кошмаров. Мир
разрушенных фашиствующими людьми механизмов и эмоциональной
пустоты, мир, оформленный Спилбергом как книжка-раскраска для
мальчика-робота, где трагедийные сцены нагнетаются с упорством
электрического насоса. Белокурый Дэвид - порождение ледяных фан-
тазий ученых (Уильям Херт) и порченый заменитель для отчаявшейся
матери (Фрэнсис О’Коннор), нежнейший друг для робота-жиголо
(Джуд Ло) и добрый хозяин для механического медвежонка Тедди, без-
защитная жертва для охотников за электронными головами и божест-
венное подобие человека для иномирных роботов будущего. Обобще-
ния Спилберга достигают критической массы в отважном сопоставле-
нии Каина с человеком,.а Авеля с роботом. Спилберг готов и на запре-
щенные приемы, вроде казни роботов иод лозунгом «Ярмарка плоти».
Вероятно, за подобными приемами будущее корректного кино, способ-
ного решать любые задачи. «Искусственный» в данном случае - произ-
водное от слова «искусство». В ложном хеппи-энде Спилберг обнару-
жил свою Голубую Фею, кичевую статую, имитирующую богоматерь.
Сымитировал он и Бога на свой испытанный временем вкус. Проверен-
ного и надежного.
Александр КОНДУКОВ
«КОМНАТА СЫНА» /
La Stansa del Figlio
Италия, 2001. Режиссер - Нан-
ни Моретти. В ролях: Нанни
Моретти, Лаура Моранте.
В «Степном волке» Гессе на входе в
Магический театр висело преду-
преждение: «Вход только для сума-
сшедших». Перед входом в кино-
зал, где демонстрируется «Комната
сына», надо бы написать: вход
только для нормальных. Всем про-
чим фильм рискует показаться
скучным, потому что первый ре-
жиссер современной Италии Нан-
ни Моретти сделал картину о нор-
мальном человеке, у которого нор-
мальная семья и нормальные чув-
ства. В доме психотерапевта Джо-
ванни (в его роли сам Моретти) за-
ведено совершать пробежки по ут-
рам, петь квартетом и обсуждать
новые книги. Счастливый мир, сча-
стливые, добрые, умные люди.
Джованни врачует, и, судя по все-
му, неплохо, чужие души, приме-
няя к пациентам логику нормаль-
ных людей. До тех самых пор, пока
в его жизнь не врывается нечто,
никоим образом не вписывающее-
ся в эту логику, - смерть сына. Как
примириться с трагической слу-
чайностью, найти смысл дальней-
шего существования и силы для
врачевания чужих неврозов, при
том, что самого тебя переполняют
горе, гнев и изматывающее, как
зубная боль (музыка Майкла Най-
мана), страдание? Джованни, ко-
нечно, настоящий герой и умница,
он стойко переносит удар судьбы и
вызывает всяческое к себе уваже-
ние и сочувствие. Однако если в
«Зеленой комнате» Трюффо пахнет
не только воском от сотни свечей,
но, кажется, и самой смертью, то
«Комната сына» стерильна. От
предмета разговора - собственно
смерти - камера вовремя, деликат-
но и интеллигентно отворачивает-
ся. В сегодняшнем европейском ки-
но есть «Догма», есть экстремизм
Триера и Ханеке. Моретти снял
«норму», полную им противопо-
ложность. Комната сына опустела.
но жизнь продолжается; здоровые
инстинкты побеждают. «Золотая
Пальмовая ветвь» Канна досталась
«правильному» фильму. Такое ки-
но необходимо, как здоровое пита-
ние, что всегда полезно.
О Q Q О Q
Светлана КОСОВА
«СЛАДКИЙ НОЯБРЬ» /
Sweet November
США, 2001. Режиссер -
П эт О’Коннор. В ролях:
Кеану Ривз, Шарлиз Терон.
Сексапильная героиня Клары Луч-
ко из советской комедии «Опекун»
раздавала тунеядцам мнимые аван-
сы и вместо алькова отправляла их
на трудовое перевоспитание к ба-
бушке-старушке. Сара из «Сладко-
го ноября» действует честнее. Она
не лишает парней своих объятий,
но заводит что ни месяц, то новый
роман, с похожими целями - сде-
лать из очередного избранника
мужчину мечты без вредных при-
вычек. 30 дней на все про все. 30
дней отводится и на превращение
заносчивого циника Нельсона в
нежное и пушистое существо, дам-
ского угодника и романтика с
влажным взглядом. В последнего
романтика
-
Сара
смертельно
больна и на прочих у нее не хватит
времени. Как говорится, «пусть
спасет лишь того, кого можно спа-
сти, доктор твоего тела». Неизле-
чимая хворь Сары - основной сле-
зоточивый поворот сюжета, и стои-
ло бы его сохранить в тайне, кабы
не рекламный ролик, выбалтываю-
щий все секреты. Ирландец Пэт
О’Коннор, выполнивший римейк
мелодрамы 1968 года, знает толк в
кинозадушевности. Но в этот раз
чувство меры его подвело; пересла-
дил до изжоги, до диатеза, до глум-
ливой ухмылки вместо запланиро-
ванных рыданий. Обаятельный ду-
эт Шарлиз Терон и Кеану Ривза
вновь вместе после «Адвоката дья-
вола». Только дьяволу под силу оп-
равдать их попытку номер два.
о о о о о
Сергей ТЮЛЕНИН
предыдущая страница 39 ОМ 2001 11 читать онлайн следующая страница 41 ОМ 2001 11 читать онлайн Домой Выключить/включить текст