РАДИО
> экспертиза:
AK Троицкий
Р А Д И О П А С С И В Н О С Т Ь
К
оммерческое музыкальное радио началось
в России в 1990 году практически с чисто-
го листа и сплошного иностранного ноу-
хау (отчасти и капитала). Из шести пер-
вых московских станций три были СП с
французами («Европа +», «Ностальжи»,
«M-Радио»), две с аме-
риканцами
(«Макси-
мум», «Радио 7») и толь-
ко одна - чисто местная
(«Радио 101»), Отчасти
это было хорошо, по-
скольку предполагало
минимум совковой тя-
желой наследственно-
сти. В частности, в отли-
чие от нашего уголовно-
го ТВ на FM-станциях, с
подачи и при контроле западных сохозяев, изна-
чально были запрещены взятки и существовал
контроль качества ротируемых записей. Однако
была у западной медали и обратная сторона. По
меньшей мере две ведущие станции активно кон-
сультировал и направлял Джефф Поллак и его
Media Group. Для справки: Джефф Поллак - это
человек, который придумал форматы, категории
ротации и т.д. - короче говоря, современное ком-
мерческое музыкальное радио. (Убив при этом
старое-веселое и свободное). Таким образом, с са-
мого младенчества наш FM-организм развивался в
прокрустовом ложе форматированного вещания.
То есть стал похож на здоровенного мерина - эф-
фективного, но кастрированного. Это и предопре-
делило сенсационный успех вынырнувшего в 1995
году «Русского Радио». Его рейтинг взорвал за-
стойную ситуацию, и через образовавшуюся про-
боину в эфире хлынула русская музыка - попса на
«Европу», рок на «Максимум». Вскоре последовал
и второй шаг радиопереворота - на этот раз вы-
званный успехом (3-е место в рейтинге) станции
«Хит FM», сделавшей ставку на супертяжелую ро-
тацию и чудовищную тупость во всем. В результа-
те этих двух русских наездов чистоплюйская за-
падная модель была отвергнута. Но - к сожале-
нию! - не в том, что касается формата, а в том, что
касается качества вещания. Русские любят
плохую музыку? Русские ее получат!
Здесь я сделаю небольшое отступление. Наряду с
полудюжиной ведущих станций в FM-диапазоне
(и соседнем УКВ) всегда существовала «вторая
лига». Там было кое-что любопытное - или по
крайней мере стилистически отличающееся от
стандартных форматов. Вспоминается радио
«Станция», пытавшееся внедрить в здешний быт
хип-хоп и техно; уже упоминавшееся «Радио
101», благородно занимавшееся неформальным
культпросветом на ниве всяческой маргинальщи-
ны; радио «Престиж», услащавшее слух софт-
джазом.
.. Никто из них не стал серьезным игро-
ком в эфире и был отдан за долги или продан за
цену пустого диапазона.
Главным событием радиожизни последних лет
стало появление еще двух станций с неразбавлен-
но локальным репертуаром: «Нашего Радио« и ра-
дио «Шансон». Они заняли место по флангам
«Русского Радио» - соответственно с «роковой« и
«блатной« стороны. Эта троица без базара домини-
рует в эфире, что позволяет наблюдателям делать
далеко идущие предположения о страшно вырос-
шем патриотизме среди населения и стремитель-
ном угасании интереса к западной музыке. Пола-
гаю, что это фигня: статистика продаж CD и посе-
щаемости концертов свидетельствует, что мело-
дии и ритмы зарубежной эстрады у нас сейчас ни-
чуть не менее популярны, чем раньше. Полное фи-
аско в России потерпела не иностранная музыка, а
ее эфирные носители - и в первую очередь неко-
гда флагманская «Европа +». Сами виноваты! Не-
изменно прогибаясь под каждое веяние в рейтин-
говой сетке, эти станции растеряли стиль и каче-
ство, превратившись в аморфный продукт «для
всех и для никого». Те, кто любит местную музы-
ку, будут, разумеется, слушать «наше-русское», а
те, кто предпочитает international, скорее вообще
не станут включать радио, чем решатся внимать
обожаемым Beatles, U2 или Майклу Джексону в
рвотном обрамлении из Шуфутинского, «Арии» и
Дейла.
Самое унылое в сегодняшней радиокартине - это
абсолютная заформатированность, однообразие и
отсутствие альтернатив. Даже среди низкорейтин-
говых станций, где раньше зависали какие-то за-
нятные неформатники, теперь вяло воркуют Love
Radio, радио «Танго», «Радио РДВ« - по сути дела,
клоны тех же «Европы», «Семерки», «Хит FM».
.. В
каждом большом европейском городе (об Америки
с ее college radio я и не говорю) помимо эфирного
мейнстрима есть как минимум одна популярная
культовая станция, авантюрная и неформальная -
типа парижской Radio Nova или лондонского XFm.
У нас ничего похожего нет. Абсолютно закономер-
но, что моя программа («Ковчег дяди Ко», впослед-
ствии «FM Достоевский») при всех ее музыкаль-
ных и даже маркетинговых (!) достоинствах (мод-
ная музыка, известный ведущий, эксклюзивный
материал.
...), пожив по паре лет на MAXIMUM,
101 и «Европе», в конце концов была выдавлена из
нашего рокапопсового вещания и пригрета единст-
венной немузыкальной FM-станцией, «Эхо Моск-
вы». И не подумайте, что «это уже личное». Это фа-
кин общественное! Потому что это индикатор кос-
ности и отсталости здешнего радиовещания. При
том, что своего влияния радио пока не утратило:
«Наше Радио» катализировало целую волну «наше-
го рока», в которой изредка попадаются интерес-
ные брызги; вокруг «Шансона» кипит какая-то ли-
хорадочная хриплая жизнь; «Серебряный Дождь»
имеет массу преданных поклонников.
.. Кого-то это
развлекает (хоть и вяловато), кому-то (очень
немногим) приносит прибыль, но в целом радиоис-
тория в России сейчас находится в скучной и со-
вершенно бесполезной фазе.
рой начали работать и другие продюсеры.
Скандалы всегда присутствовали в шоу-бизне-
се, и те годы не отличаются от сегодняшнего
дня. Я не хочу сказать, что у меня был кон-
фликт с «Технологией», я их сам отпустил, что-
бы доказать им силу влияния и поддержки про-
дюсером даже известного коллектива. Так и
получилось: просуществовав по инерции не-
сколько месяцев, группа потеряла популяр-
ность, а затем распалась.
С Зосимовым и Лисовским мы сделали фести-
валь в Тушино, где выступали Metallica и
AC/DC. Также в этот период я устраивал кон-
церты Гребенщикову, «ДДТ», «Аукциону», «Те-
левизору», неизвестным тогда «Воплям Видоп-
лясова».
В те времена все было гораздо проще, теряли
свое положение Москонцерт и другие госстру-
ктуры, появлялись коммерческие организации
и радиостанции. Из-за того, что рынок не был
достаточно заполнен, появление композиций в
эфире было более простым.
Трудно давать оценки шоу-бизнесу, но я хочу
сказать, что это были прекрасные времена. Все
было гораздо честнее, и главенствующее поло-
жение занимал элемент «шоу», «бизнес» сто-
ял чуть позади.
1992
Н в ГЦКЗ «Россия» прошло награждение лау-
реатов первой национальной премии «Овация»
по итогам 1991 года. Первые статуэтки получи-
ли «Кино», «Кар-Мэн», Кинчев, Газманов, Кор-
мухина, Пугачева, «МК», Добрынин, Шаганов.
Айзеншпис.
В
В павильоне «Космос» на ВДНХ состоялся
грандиозный рейв «Гагарин-пати». Эпоха рейва в
России началась.
В
Открылась «Горбушка», рынок аудиопродук-
ции около ДК им. Горбунова. К концу десятиле-
тия «Горбушка» достигла поражающих вообра-
жение масштабов. В первую очередь с ней в об-
щественном сознании связывался разгул пират-
ства, которое все десятилетие было одним из
важнейших факторов ситуации в русском шоу-
бизнесе. После Красной площади и вернисажа в
Измайлово Горбушка стала третьим местом для
паломничества зарубежных гостей столицы.
В
Выход двух первых альбомов Валерии «По-
будь со мной» и The Taiga Symphony. Сопровож-
дался первой по-западному организованной рек-
ламной кампанией.
предыдущая страница 42 ОМ 2001 12 читать онлайн следующая страница 44 ОМ 2001 12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст