К О Н Ц Е Р Т Н А Я Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т Ь
> Э М С П ертиза: И
Д
Д
генеральный продюсер B,se ниаю
ВЕЛИКИЙ ЧЁС
ля более полного понимания тен-
денции развития концертного биз-
неса необходимо вернуться в эпоху
перестройки.
В 1987 году появился первый в
СССР зарегистрированный
кон-
цертный кооператив («ЛИРА« г. Ки-
ев). В 1988 году
был
поставлен
жирный крест на
государственной
концертной
дея-
тельности.
Это
была первая сфера
советской эконо-
мики, полностью
перешедшая в ча-
стные руки. Ги-
1
гантский спрос на
гастрольные сетки, отсутствие альтернативных
развлечений, еще относительно высокий уровень
жизни населения позволил в течение 1988-89 го-
да создать мощную шоу-индустрию, опробовав-
шую в этот период различные формы концертных
развлечений от стадионных фестивалей до ново-
модных ночных шоу. (Наиболее сильными игро-
ками на тот момент являлись АРС, ЛИС’С, сту-
дия -Рекорд, центр Стаса Намина, «Лира - Гаст-
роль», Молодежный центр г. Химки). Информа-
ционно-культурный дефицит и социально-поли-
тические изменения продвинули альтернатив-
ный рок-н-ролл до уже недосягаемых высот. Доля
рок-н-ролльного формата на концертном рынке
никогда не была и не будет столь велика, как в на-
чале 80-х. Именно это форматное обстоятельство
заставило кооперативы завозить тонны дорого-
стоящей техники, и с каждыми новыми гастроля-
ми качество организации концертов улучшалось,
приближаясь к мировым стандартам. Казалось,
концертному эльдорадо не будет конца.
..
Экономический и политический кризис начала
90-х и развал СССР вернул отечественный шоу-
бизнес в неприглядную жестокую реальность.
Теперь практически обнищавшему потребителю
приходилось думать о более прозаичных вещах,
чем развлечения.
Характерной системообра-
зующей доминантой концертных выступлений
начала 90-х становится Ее Величество Фоно-
грамма!
Опробованная еще в конце 80-х фонограммная
концертная практика позволила в начале 90-х ор-
ганизаторам гастролей экономить на музыкан-
тах, перевозках, гостиницах и дорогостоящем
«бэк лайне». Рентабельность концертов поп-ар-
тистов на тот момент резко отличалась от кон-
цертов «живых« групп. Первая практика платных
телевизионных эфиров и экономическая привле-
кательность фонограммной схемы породила но-
вый перенос форматных приоритетов. Эта тен-
денция отразилась на развитии всей шоу-индуст-
рии 90-х.
Первым мощным концертным событием с уча-
стием «живой« группы в начале 90-х был тур « 10
лет «Браво» с участием Жанны Агузаровой
(1993). 35 аншлагов в городах при предельно вы-
соких ценах на входные билеты заставили зано-
во оценить возможности рынка. С тех пор уже в
долларовом эквиваленте.
Новая реальность начала 90-х: открытие кон-
цертных площадок нового образца - клубов и ка-
зино, возникновение FM-станций и тотальное
преобладание поп-формата над другими жанра-
ми. В профессиональном жаргоне самое попу-
лярное слово «раскрутка», что фактически озна-
чает вложение средств в качественную запись,
клипы, платные эфиры на ТВ и PR. Первыми из
«старой« рок-н-ролльной гвардии на концертный
рынок возвращаются «Наутилус Помпилиус»,
«ДДТ», «Агата Кристи». Процесс реанимации
«живой» музыки предопределил рождение фес-
тиваля MAXIDROM 13 мая 1995 г. Москва со-
скучилась по крупным формам.
Спонсоры, в особенности западные брэнды,
охотно идут на сотрудничество с устроителями
концертов. В общем, все приобретает вполне ци-
вилизованные фирмы.
.. Попытку объединения
крупных концертных и телевизионных фирм
АРС, ЛИС’С, ВИД, ЮНИКС в единственный
картель «Квинта« можно расценивать как реак-
цию на активность независимого рынка в лице
одиозной «Овации», агрессивного RISE Music,
альтернативных FeeLee и других, новых компа-
ний.
В том же 95-м году укрепляется рынок клубных
развлечений. Пресса заметила, но не придала
значения такому знаковому мероприятию, как
ГАГАРИН PARTY. Резкий скачок совершил ра-
нее неизвестный жанр - клубная танцевальная
культура. Появляются новые клубы, диджеи и
новые крупные формы танцевальных массовых
мероприятий.
Весной 1996 года на концертном поприще проис-
ходят весьма примечательные события. Гигант-
ский заказник предвыборного тура «Голосуй или
проиграешь» в первый и последний раз собрал
беспрецедентное количество артистов, усадил
их в самолеты, арендовал сотни тонн аппарату-
ры и помог молодой российской демократии ос-
таться еще на один срок. Правда, коммерческие
концерты умерли на ближайшие полгода.
В 1996 г. фестиваль КАЗАНТИП расширяет гео-
графию и масштаб представлений о музыкаль-
ных и околомузыкальных развлечениях (однако
его коммерческий потенциал так и не был реали-
зован). С появлением «Русского радио» гаст-
рольный график артистов теперь напрямую за-
висит от частоты радиоротации, а начало веща-
ния MTV предопределяет борьбу на молодеж-
ных фронтах.
До августовского кризиса 1998 г. концертная де-
ятельность в стране выглядит следующим обра-
зом: 10 стадионных топ-гастролеров - Кирко-
ров, Пугачева, «Мумий Тролль», ДДТ, Меладзе,
«Иванушки International», «Любэ», Леонтьев,
Королева/Николаев, «Руки вверх»; 10 топовых
фестивально-концертных брэндов: «Песня го-
да», MAXIDROM, вечера И. Крутого, «Старые
песни о главном», Золотой Граммофон, Инстан-
ция. Казантип, FUNNY HOUSE, Рождествен-
ские встречи, Белые ночи; 10 крупнейших кон-
цертных фирм-организаторов: RISE-LIS’S, АРС,
SAV ENTERTAINMENT, АРТЭС, MEDIA STAR.
Московит. SILENCE PRO, подрядчики: Light
Master, LIVE Sawnd service, Краснов дизайн.
Растут объем продаж аудионосителей, логотипы
спонсоров украшают фюзеляжи туровых авиа-
лайнеров, продакшн-компании и дизайнерские
бюро напоминают транснациональные корпора-
ции. Локальный российский концертный бизнес
даже не обращает внимания на иностранные
привозы, их доля на рынке невелика.
.. пока.
Падение рейтингов музыкальных программ из-за
недоброкачественной музыкальной продукции и
как следствие сокращение сетки коммерческого
музыкального вещания по центральным каналам
совпали с кризисом 98-го. Поведение потребите-
ля напоминало, хоть и в меньшей степени, нача-
ло 90-х. Появление Земфиры и фестиваля «На-
шествие» можно считать самыми крупными дос-
тижениями последнего времени. Интерес к оте-
чественным исполнителям сегодня низок как ни-
когда. Попытки искусственно создать новую мо-
лодежную музыкальную культуру привели к
усилению позиций фирм, работающих в области
поп-музыки (например АРС). Частые выступле-
ния артистов в казино и клубах девальвировали
ценность концертных шоу.
Этим не преминули воспользоваться промоуте-
ры, организующие выступления западных звезд.
Сегодня перспективы на ближайшие пару лет
выглядят следующим образом: западные приво-
зы будут оставаться приоритетными, во всяком
случае в крупных городах. Усилятся позиции фе-
стивально-концертных брэндов типа «Песня го-
да», «Золотой Граммофон», «Вечера Крутого»,
MAXIDROM, «Нашествие», «Бомба года», «100-
пудовый хит» и т.п.
Количество стадионных топ-гастролеров не бу-
дет превышать трех-четырех. Интерес спонсо-
ров к тем или иным акциям будет расти, но о
классических концертных турах по городам Рос-
сии с качественными постановками говорить по-
ка не приходится. Идеальной была бы разработ-
ка французской схемы господдержки наиболее
ярких отечественных концертных шоу-проек-
тов, но об этом приходится только мечтать.
..
Тем не менее перспективы не выглядят столь
мрачными, и самым главным остается прежний
принцип: стараться реализовать то, что до тебя
никто не делал, но с большей тщательностью и
расчетливостью, практически не оставляя места
романтике концертного бизнеса конца 80-х.
предыдущая страница 46 ОМ 2001 12 читать онлайн следующая страница 48 ОМ 2001 12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст