ФОТО THEO KINGMA/SHOOTING STAR/RPG
легенда
о бледном юноше
ЭДВАРД НОРТОН - ШИЗОФРЕНИК. ФАШИСТ. САМУРАЙ.
АКТЕР. НЕ БОЯЩИЙСЯ СТУПИТЬ ЗА КРАЙ НОЧИ. ЕГО
САМООТВЕРЖЕННОСТЬ ПОБУДИЛА СЕРГЕЯ ТЮЛЕНИНА
СОСТАВИТЬ ИСТОРИЮ БОЛЕЗНИ САМОГО ВИРТУОЗНОГО
ЛИЦЕДЕЯ АМЕРИКИ
- Эдвард Нортон мертв?
- Да, сэр.
- Вы видеди труп Эдварда Нортона?
- Да, сэр. Двадцать третьего октября текущего
года.
- Где находился труп?
- Лежал на письменном столе в кабинете Норто-
на с размозженной головой.
Б
ез паники. Это другой, ненастоящий Эд-
вард Нортон, которого выдумал детек-
тивщик Эрл Стэнли Гарднер. Наш Нор-
тон три месяца назад отпраздновал 32-
летие - сыграв в юбилейном для себя,
десятом фильме
«
М е д в е ж а т н и к
» в
компании Роберта Де Ниро и Марлона Брандо. О
да, это очень хорошая работа - отлично приду-
манная, первоклассно срежиссированная, бро-
ско снятая. Три самых великих актера трех поко-
лений демонстрируют высокий класс игры. Все
складно и ладно. Но в биографии Нортона
« М ед -
веж ат ник» -
один из первых «здоровых» филь-
мов. Чистое мастерство, техника на грани фанта-
стики. И никаких открыток с края бездны. А ка-
ких-то пять лет назад у Эдварда Джея была что
ни роль - то с риском, если не для жизни, то для
психического здоровья.
Жалобы
Нортон жалуется на тех драматургов и постанов-
щиков, что заставляют своих героев пыхать сига-
ретой. Сам он никогда не курил, не курит и ку-
рить не собирается. Снимая
« Ш у л ер о в »,
обычно
бескомпромиссный Джон Дал пошел на серьез-
ную уступку стороннику ЗОЖ Нортону. В ре-
зультате выписанный в сценарии карточный иг-
рок Червь с кровью, пропитанной никотином,
превратился в Червя некурящего. Зато согласие
на роль Нортон дал немедленно, едва пролистав
сценарий:
«Ж и знь - эт о тот ж е п о кер . С п л о ш -
ной р и ск , кот орого н и к а к не и збеж ат ь».
Жалобами на режиссерский произвол Нортон
лишь маскирует свою истинную манию - настоя-
щее наваждение игрой. Он одержим страстью к
перевоплощению с ранних лет.
« Я м о гу т очно
обозначит ь м о м ен т , ко гд а за б ол ел а кт ер ст -
вом . В ш ест ь лет я о т п р а в и л ся см от рет ь сп е -
кт а кл ь «Е с л и б я бы ла принц ессой » - в нем и г-
р а ла м о я н я н ь к а Бет си Т р у . Я не м о г от о-
рват ь гл а з от сц ен ы , волш ебст во т еат ра с р а -
зи л о м ен я н а п овал !».
Нортон патологически скромен.
«П о п ул яр н о ст ь
разъ едает т ебя, и надо быт ь очень о ст о р о ж -
н ы м , чт обы не допуст ит ь эт ого!»
Он очень из-
бирателен в выборе ролей и свято соблюдает ус-
ловие «Большой сценарий, большой режиссер»,
хотя это не помешало ему отказаться от ролей в
таких во всех смыслах больших лентах, как
« С п а са я р я д о во го Р а й а н а »
или «
Т о н к а я к р а с -
н а я л и н и я » .
Но эта требовательность не распространяется на
частную жизнь: Нортон, чей гонорар за роль в
«М ед веж а т н и ке»
составил 6 с половиной мил-
лионов, по-прежнему пользуется нью-йоркской
подземкой и говорит, что его хватит удар, если
когда-нибудь он не сможет спуститься в метро.
Нортон старается прятать свою частную жизнь
за семью железными дверьми. И мотивирует та-
кую скрытность все той же, одной, но более чем
пламенной страстью.
« Я а к т ер , -
говорит он. -
К а ж д ы й р а з я ст р ем л ю сь убедит ь ауд и т о ри ю
в р еальн ост и м о его п е р со н а ж а . И к а ж д а я м е -
ло чь, ко т о р ую зрит ель знает обо м н е , с о з д а -
ет п р еп ят ст ви я и недоверие».
Оттого анамнез
жизни Нортона будет достаточно кратким.
Анамнез жизни
Эдвард Джеймс Нортон-младший родился 18 ав-
густа 1969 года в Бостоне, штат Массачусетс, в
более чем благополучной семье. Мать Робин пре-
подавала английский язык, отец Эдвард Джеймс
Нортон-старший - адвокат, в свое время рабо-
тавший в администрации президента Картера.
Особо славен дед Эдварда, выдающийся бостон-
ский архитектор Джеймс Роуз, известный как
«изобретатель супермаркета», автор главных ту-
ристических центров Бостона и благодетель, за-
нятый планировкой комфортного жилья для ма-
лообеспеченных людей. На театральных подмо-
стках Нортон дебютировал в 8 лет. И здесь начи-
нается отдельная история.
Анамнез болезни
Пять лет назад наш герой переступил порог нью-
йоркского офиса компании «Paramount». Он роб-
ко постучал в дверь Деборы Аквилы, главы отде-
ла по кастингу актеров. И не произвел на влия-
тельную даму ни малейшего впечатления: высо-
кий, худющий юнец, лицо в толпе, бледный
хмырь с прозрачными водянистыми глазами.
Притащил резюме, из которого следовало, что
этот смахивающий на Дуремара умник - выпуск-
ник Йеля, историк по образованию, не один год
провел в Азии, владеет японским языком не ху-
же Эраста Фандорина. В Осаке пахал консуль-
тантом на компанию своего деда Enterprise
Foundation. Играть не прекращал ни на студенче-
ской скамье, ни будучи облаченным в офисный
костюм. Вернувшись в Нью-Йорк, стал высту-
пать особенно много. Не на Бродвее, конечно, в
маленьких полулюбительских труппах, - но од-
нажды Нортона заметил старейший и величай-
ший драматург XX века Эдвард Олби и после ми-
нутной пробы дал парню роль в пьесе
« Ф р а гм ен -
т ы».
Все это госпожа Аквила узнала из резюме,
но ни один из этих фактов не улучшил ее подав-
ленного расположения духа. Она смотрела на
бледного юношу без всякого сочувствия. Перед
ее взглядом прошло уже более двух тысяч пре-
тендентов на одну проклятую роль - церковного
служки Аарона Стэмплера в триллере
«П ерво-
бы т ны й ст р а х» .
А точнее - на две роли, потому
как под личиной Стэмплера скрывались разные
люди: без вины виноватый юнец, подозреваемый
в зверском убийстве растлителя-архиепископа, и
изобретательный хладнокровный убийца. 2000
N 59 // ОМ // декабрь 2001
предыдущая страница 67 ОМ 2001 12 читать онлайн следующая страница 69 ОМ 2001 12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст