«... \
:п
окі і
умі
і
сі
іег
. \ :п
окі і \мі і
ш;
імі
і
мороз
,
там
ьм
іі
;
і
:
т
чья
то
ьи
і
\
я
теі
іі
>
мі
їмо ы; іьі\ ы:и;з». к \ь і и: і \. ікксм і, и>
гх и іч і
ір
<
>
і кжьиї к
\
і
очні м»
СИЛІ IIІМII ІІРиДІІІІК. КОРД VI РИТЫ І МІОМО. І \М МКІІІМДТЯСРУ ІОСТЬІО. ВСІХ)
КМІМІ ВІІМІІ ДОМ ПРИХОДІ
ітсііріаючку
-
сііржіічя
девочку
і
із
вешнего
сііі
:
г
>
скчтмітя, ввитим (шиміііком тілмяммімиї.
вотвьіьор
«
о м
іо
РУССКИХ СІ ІРІАРОЧРЬ. ІО.ІУЧІІМІХСОВРТСКІ
ІМЛЗДІІПЧПЬІХСНОВ
IX УКТРІІС. ІОІІРККІЛСПЬІХ
Тіксі:
Вадим
РУТКОВСКШ
ВЕРА ХОЛОДНАЯ
1893-1919
П
ервая русская Снегурочка неведомого ве-
ка. Главная звезда русского немого кино,
роковая красавица на экране и ничем не
примечательная домохозяйка за кадром. В деви-
честве она звалась Верой Левченко, благодаря
мужу-юристу стала обладательницей снежной и
очень киногеничной фамилии. «В актрисы», на
студию «Тимана и Рейнгарда» пришла будучи
уже матерью двоих детей. И снимать ее поначалу
не хотели. Владимир Гардин так объяснил отказ:
«Нам нужны не красавицы, а актрисы». Зато
Петр Ханжонков не побрезговал красотой Хо-
лодной. Сегодня названия фильмов с ее участием
ласкают слух:
« О гн е н н ы й д ь я в о л », « Ж е н щ и н а ,
к о т о р а я изоб рел а л ю б о в ь
»,
« П о ч е м у я б е зу м н о
лю блю ».
..
Не процитировать сцену из жгучей
драмы «
П о з а б у д ь п р о ка м и н , в нем п о га сл и о г -
н и
» просто невозможно:
« С и л ь н ы й у д а р гр о м а
п угает Т ан ю , о н а ищ ет за щ и т ы в о б ъ я т и я х
Л еон и д а. И х л и ц а с б л и ж а ю т с я , и чер ез м и г
вл ю б л ен н ы е с л и в а ю т с я в п о ц е л уе - в п ер в о м и
посл еднем поцел уе, п о т о м у чт о с л е д у ю щ а я
м о л н и я у д а р я е т в с т о р о ж к у и у б и в а е т м о л о -
ды х лю дей».
Но увидеть наивные и прекрасные
фильмы Холодной уже почти невозможно: до нас
добралось всего пять картин. Возможно, среди
них есть та, что заставила благополучно забыто-
го рецензента Р. Меча сочинить в 1915 году (в
разгар Первой мировой!) радостные стихи:
«Хот ь п овези в А м е р и к у - п о н р а в и т с я и т ам.
Т а к делает и с т е р и к у
-
н е в е р и т ся гл а за м !
Г л а за т а ки е ж г у ч и е , чт о м ы б сп р о с и т ь м о г -
ли: у ж не б ы л о л и с л у ч а я , чт об ф и л ь м у с к в о зь
п р о ж г л и ? А р т и с т к а п р е в о с х о д н а я - вот м н е -
нье м о ск в и ч а ! Ф а м и л и я - « Х о л о д н а я » , и гр а ж е
- го р я ч а !»
Как и «красная Жизель» Спесивь
Холодная просто не обратила на революцию сво-
его царственного внимания. Она жила в чудесной
стране искрящегося льда: в 1918 году, когда гра-
жданская война стала третьим звонком к наступ-
лению нового времени, Холодная играла пленни-
цу султана в
« П е с н и П е р с и и »
и Азру, пленитель-
ную дочь рыбака. В конце 1918-го Холодная стала
« Д а м о й с к а м ел и я м и » -
и невольно повторила
судьбу Маргариты Готье, подхватив «испанку»,
унесшую ее жизнь в считанные дни. Прощальным
приветом актрисы стала хроника Петра Чардыни-
на, запечатлевшая похороны Холодной.
Смотреть в Новый год: «Жизнь за жизнь».
1916: «Молчи, грусть, молчи». 1918.
59
II
ОМ // декабрь 2001
МАРИНА ЛАДЫНИНА
Родилась в 1908-м.
М
арьяна Бажан, Глаша Новикова, Гали-
на Пересветова, трактористка, свинар-
ка, казачка, рабоче-крестьянская кос-
точка, настоящая советская Снегурочка, вечная
муза официального комедиографа Ивана Пырье-
ва, чье лицо на новогодних голубых экранах лиш-
ний раз напоминает: 1 января - по-прежнему
красный день календаря. Коллизии
« К у б а н с к и х
к а з а к о в »
пересказывались на новый лад в ново-
годних
« С т а р ы х п е с н я х о гл а в н о м » ,
и если па-
. ,
мять мне не врет, роль Ладыниной в этом римей- \ \
предыдущая страница 72 ОМ 2001 12 читать онлайн следующая страница 74 ОМ 2001 12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст