В
тупом,
примитивно-литературоведческом
смысле слова Книга профессора Толкиена нача-
лась в тот момент, когда вышеупомянутый про-
фессор начертал на листе бумаге:
«В земле была
нора, а в норе жил Хоббит.
..»
и пошел курить
свою трубку, вернувшись к тексту лишь несколь-
ко лет спустя, написав сначала сказку
«Хоббит»,
а потом - трехтомную эпопею
«Властелин Ко-
леи,».
Однако я встречал людей, утверждавших,
что начало было положено в тот момент, когда
Айнуры запели перед Эру, Единым, что в Арде
зовется Илюватор, отчего, собственно, и возник-
ла Вселенная, а Толкиен послужил лишь средст-
вом передачи нам этой, безусловно, важной ин-
формации. Не знаю, кто тут прав, а кто принима-
ет желаемое за действительное. Несомненно од-
но: книга была написана рукой Толкиена, и тем,
кто читал его сочинения по истории североевро-
пейской мифологии, заметно, как аккуратно, без
нажима, вплетал Толкиен в повествование о
Кольце и Его Хранителях свои концепции. Нет,
конечно, Толкиен пользовался своими снами и
предсонными грезами при описании пейзажей
Средиземья, но в целом
«Властелин Колец
» не
был результатом озарения, просветления и про-
чих замечательных состояний измененного соз-
нания. В истории написания
«Властелина Ко-
лец»
заметен хорошо обдуманный план.
Согласно легенде, сначала Толкиен развлекался
комментированием эпосов, типа
«Калевала»
и
«Беовульф»,
и составлением Книги Утраченных
Сказаний, пытаясь восстановить забытую мифо-
логию Северной Европы, а попутно сочинял сказ-
ки, в которых пародировал свои ученые занятия
и добродушно подсмеивался над собой - типич-
ный университетский юмор, до конца понятный
только коллегам и десятку приятелей. Книга Ут-
раченных Сказаний, позже названная
«Сильма-
риллион»,
никак не складывалась в удобочитае-
мый текст - до тех пор, пока Толкиен не догадал-
ся соединить мотивы самой удачной своей сказки
«Хоббит»
с одним из важнейших эпизодов Кни-
ги, с историей уничтожения Кольца Всевластья.
В Книге это и вправду только эпизод - на пару
страниц - но как только в величественные и
страшные события грандиозной хроники включи-
лись маленькие лохматые хоббиты, любители пи-
ва и трубочного табака, как недвижное здание
«Сильмариллиона»
обрело динамику и оберну-
лось романом приключений. Похоже, что
«Хоб-
бит»
не был задуман как пролог к
«Властелину
Колец»,
в нем довольно много несообразностей,
которые позже пришлось долго объяснять чита-
телям трилогии. Например, табак, который курят
Но все-таки главная приманка для читателя -
философия, не сформулированная прямо, а как
бы разлитая поверх приключений и разговоров.
Это, конечно, старая добрая позитивистская фи-
лософия Бертрана Рассела, а не что-то по-насто-
А
между прочим, Толкиен шел по целине -
до него жанр фэнтези практически не су-
ществовал. Ну, были, конечно, сборники
изысканных литературных сказок Лонга, уже
смущали покой старшеклассниц отчаянные ну-
Начало было положено в mom м ом ент, когда Айнуры запели перед Эру, Единым, ч т о
в Арде зовется И лю ватор, о тч е го , собственно, и возникла Вселенная
хоббиты, не был известен в доисторической Ев-
ропе, и во
«Властелине Колец
» курящие трубки
хоббиты и маги выглядят довольно странно. Есть
и другие несоответствия, но и этого примера дос-
таточно. Но Толкиен - благодаря академическо-
му занудству - вписал и табак, и говорящих зве-
рей, и многое другое в круг Книги Утраченных
Сказаний так ловко, что и ляпсусы обратились в
достоинства книги, придав тексту интригующее
«мерцание смысла». Без «ошибок» роман не был
бы таким живым и захватывающим.
ящему острое и свежее. Однако признайтесь, в
какой еще приключенческой книжке о Добре и
Зле и их месте в Мироздании говорится так серь-
езно? Ручаюсь, ни один авантюрный роман со
столь глубоким подтекстом назвать не удастся.
Ну, может,
«Дюна»
Херберта, но и она не дотяги-
вает до уровня
«Властелина Колец»,
оставаясь
на уровне популяризации идей Ницше и Шпенг-
лера (странноватое сочетание для тех, кто пони-
мает). К тому же эпопея Толкиена просто лучше
написана.
диеты Тарзан и Джон Картер, герои грошовых
эпопей Э. Р. Берроуза, уже шел по степям Валу-
зии Конан, рожденный воображением Роберта
Говарда, а самые продвинутые читатели могли
бы вспомнить сюрреалистические города лорда
Дансени, но в целом жанр не сложился, и все вы-
шеперечисленные сновидцы и мечтатели каждый
раз заново изобретали правила игры. Но
«Вла-
стелин Колец»
раз и навсегда установил грани-
цы фэнтези и стал эталоном - увы, недостижи-
мым для бесчисленных подражателей.
N ' 6 0
II
ОМ // январь_»еврадь 200?
предыдущая страница 62 ОМ 2002 01-02 читать онлайн следующая страница 64 ОМ 2002 01-02 читать онлайн Домой Выключить/включить текст