ФОТО:
ПРЕДОСТАВЛЕНО « КЛРО-МЕДИА^/НЕХ/ЕОТОВЛІЧК
но эта книга, при минимальной настойчивости с
нашей стороны, готова ответить нам практиче-
ски на любой вопрос.
Эта книга переведена практически на все языки
мира. В ней есть все. Приключения, яркие обра-
зы главных и второстепенных героев, заворажи-
вающие ландшафты, бездна времен, скрытых под
поверхностью земли, головокружительные сю-
жетные неожиданности, пара по-настоящему
страшных эпизодов, серьезная философия, неза-
мысловатый юмор - и никакого секса и насилия!
Герои сражаются, но нет ни брызг крови на их
лицах, ни натуралистической вони распоротых в
бою животов. Герои встречают женщин, - но эти
женщины настолько возвышенно прекрасны, что
даже у самого извращенного читателя не шевель-
нется мыслишка о том, что скрыто под юбочкой
всякими разными мыслями сами-знаете-о-чем,
здесь Добро торжествует над Злом - и чертовски
убедительно, скажем сразу, торжествует!
Эта убедительность провоцирует повзрослевших
читателей на поиск теневых сторон Средиземья
- без особого успеха. Особо продвинутые ребята
даже пытаются придумывать продолжения вели-
кой книги, вступая, так сказать, в творческий
спор с Мастером Толкиеном. Не будем называть
их имен, чтобы не делать рекламу их посредст-
венным полуграфоманским сочинениям. Они
проигрывают, мало того, они обречены на проиг-
рыш, поскольку Мир Средиземья совершенен и
закончен в рамке Трилогии о Кольце, ведь Толки-
ен свел воедино все сюжетные линии, все детали
повествования - в кольцо. Нельзя дополнить
форму шара - его форма совершенна. Нельзя до-
уже о теологии Тейяра де Шардена не имеют ни
малейшего представления.
..
И
стория публикации книги, ее полупопу-
лярность первое время и внезапный
взлет несколько лет спустя, упорные от-
казы Толкиена писать продолжение и его беско-
нечные объяснения того, почему это продолже-
ние невозможно, - об этом тоже можно долго
рассказывать.
Но мне хочется ограничиться замечанием о том,
что сам профессор относился к своему сочине-
нию со сдержанным скептицизмом и «
Сильма-
риллион»
ценил гораздо больше. В конце концов,
он даже написал сказку
«Лист работы Мелки-
на»
о художнике, который всю жизнь писал ог-
ромный пейзаж с тысячью деталей на нескольких
«Властелин Колец» - э т о ощ ущ ение бездны и стори и , чув ств о распахнуты х
горизонтов, за которы м и не обрез стран и ц ы , а новые леса, горы и реки. Книга,
понять которую до конца мы вряд ли сможем. Книга, го то ва я о т в е т и т ь нам на
любой вопрос
красавицы. Их хочется назвать «леди» («благо-
родные английские девки, «ледями» именуемые»,
как выразился грубый дедушка Козьмы Прутко-
ва) - так, впрочем, герои Толкиена их и называ-
ют. Сама юность, целомудренная и умилительно,
мудро наивная, дышит на страницах сочинения
оксфордского профессора! Здесь герои храбры и
благородны, здесь дружба чиста и не отягощена
полнить историю Кольца - она завершена, и все
попытки разорвать это завершение выглядят в
лучшем случае неловким ребячеством, а в худ-
шем - попыткой подзаработать на харизме
«Вла-
стелина Колец».
К тому же большинство споря-
щих с Толкиеном не обладают его эрудицией и
способны в лучшем случае процитировать из-
бранные места
«Золотой Ветви»
Фрезера, но
квадратных метрах холста, но в итоге отдал свой
холст на починку крыши в соседнем доме. А пос-
ле смерти художник Мелкин узнал, что единст-
венное, о чем стоило бы говорить всерьез, един-
ственное, что он написал хорошо, - некий лист
«неплохой работы» на одном из бесчисленных де-
ревьев своего пейзажа. И это все.
И это действительно все. ■
77
Г 60
II
ОМ
//январпиеврзАЬ
200?
предыдущая страница 64 ОМ 2002 01-02 читать онлайн следующая страница 66 ОМ 2002 01-02 читать онлайн Домой Выключить/включить текст