APT-XPGHkIKA
Я Ж О Р О И ПИТИЧЕВСКИМ
И
зве-
стные
портре-
тисты
Виктория
Тимофеева и Дмитрий
Врубель, похоже, занялись
исключительно
созданием
своего рода галереи портретов Путина. Едва ли это
можно объяснить амбициозной мечтой супруже-
ской пары стать придворными живописцами, как
могли бы подумать некоторые наивно-завистливые
коллеги. То, что они делают, менее всего похоже на
парадный портрет или какие-нибудь мягко-интим-
ные зарисовки в семейный альбом. Скорее это же-
сткие рисунки наблюдателя-аналитика. Для начала
художники изрядно поработали как исследователи
настроиться
на путина
массовой визуальной продукции и на основании
собранного фотоматериала создали свой живо-
писно-графический каталог выражений лица и
поз президента. Свою первую коллекцию они на-
звали «12 настроений президента» и опубликовали
в виде календаря - на каждый месяц по настрое-
нию. Это 12 больших графических листов, на кото-
рые по клеточкам в антикварной монохромно-охри-
стой гамме перенесен с фотографий чрезвычайно
энергично распоряжающийся лицевыми мускулами
глава государства. За лицами следуют живопис-
\
ные портреты в полный рост. Работы из путин-
ского цикла выставлялись уже на многих вы-
ставках и все время вызывали
к себе непод-
дельный интерес. Принято считать, что визу-
альная информация более поверхностна, чем аку-
стическая и шрифтовая. Но что прикажете делать с
нашим президентом, таким по-прежнему неразга-
данно загадочным, таким безупречно гладким в по-
ступках и словах (одного «мочить в сортирах» на за-
ре
президентства явно недостаточно)? Похоже,
только художники с необычно острым глазом спо-
собны хоть чуть-чуть пролить свет на суперзагадку
наших дней.
И
зображая в полях и рощах обнаженные девичьи парочки, художники Александр Виноградов и
Владимир Дубосарский явно никого не собирались эпатировать. А уж та манера, в которой изо-
бражения выполнены, должна порадовать и самого отпетого консерватора. В этом можно было
убедиться на выставке в московской галерее «Файн арт», которая так и называлась - «Сладкие девочки».
В сущности не надо слишком уж на девушек наговаривать. Ну что они себе такого позволили? Ну появи-
лись топлесс на страницах модных журналов, ну дали себя оттуда срисовать. Зато срисованы они в обла-
гороженном стиле, восходящем к традициям русско-советской реалистической живописи. Для пущей сла-
дости в компанию к девушкам на фоне залитой солнцем сочной зелени добавили еще то зверька пуши-
стого, тигренка какого-нибудь, то птичку - попугая пестрого, пингвинчика. Поэтому консерваторам ра-
дость, а интеллектуалам весело. Довольны все. Ирония, самоирония и неподражаемая скорость испол-
нения. И вот она, госпожа Удача - дуэт ВД пригласили к участию в международной выставке в Музее со-
временного искусства в Париже «Peinture urgente», что значит «Живопись на скорую руку».
К
аширка. Морозный вечер. Вы-
водят голого человека, присло-
няют к железной решетке и об-
ливают несколько раз холодной водой
из ведра. Человек примерзает к ме-
таллу, его отдирают —
клочья кожи,
кровь. Смех. Публика заходит в теп-
ло, в ярко освещенный зал. Здесь вы-
ставка. А что выставляют? Одеяло с
ползущими по нему маленькими тан-
ками, бархатные подушки в виде сва-
стики и пионерской звезды. Светится
надпись «Kunst macht frei» («Искус-
ство делает свободным»). Какие-то
раскраски с Гитлером, Гитлер с зай-
чиками. Жуть. Молва окрестила это
все фашистской выставкой. Но это не
фашисты —
это художники. И называ-
лась выставка по-другому: «Ein tief-
eres Deutschland» —
«Глубинная Гер-
мания», что-то типа «внутренней
Монголии» германского гения Йозе-
фа Бойса. Идея выставки принадле-
жит куратору и художнику Владими-
ру Анзельму. Он, собственно, предпо-
ложил, что, несмотря на культурную
глобализацию и даже американиза-
цию, на каком-то глубинном уровне
русско-германские духовные связи
сохраняют актуальность. На его пред-
ложение участвовать в выставке от-
кликнулось несколько десятков ху-
дожников так называемой москов-
ской концептуальной школы от Дмит-
рия Александровича Пригова до Васи
Флоренского. По понятным причинам
получился перекос в сторону самого
крутого русско-немецкого перфоман-
са примерно 50-летней давности.
Кстати, перфоманс с обливанием ис-
полнил Герман Виноградов, а назы-
вался он «Порфирий Карбышев».
37
№ 61 // ОМ // март 2002
предыдущая страница 28 ОМ 2002 03 читать онлайн следующая страница 30 ОМ 2002 03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст