Ш ПОП"М АРКЕТ
_ІИ2Іі[І|
Вадим РУТКОВСКИЙ, за исключением специально указанных
день победы
«ВОЙНА»
Россия, 2002. Режиссер - Алексей Балабанов. В ролях: Алексей Чадов, Сергей Бодров,
Ингеборга Дапкунайте, Эвклид Гюрджиев
Московский офис студии СТВ на Рижской. Там,
на одном этаже с известной компанией по про-
даже недвижимости, показывают «Войну». Он
еще без титров и в видеоварианте, но сомневать-
ся не приходится - это КИНО. На диване за
мной сидит исполнитель главной роли Алексей
Чадов. Он курит и улыбается, отпуская замеча-
ния по поводу процесса съемок. А еще я вижу и
слышу другого Чадова - на экране он в роли си-
биряка-солдата Ивана Ермакова тоже курит, но
без улыбки. Рассказывает, как жил в войне, ко-
торая для него уже никогда не кончится.
Чечня, боевики, заложники, вражда, выкуп,
смерть. «Там не Англия, там - Россия!» - кри-
чит на приеме в посольстве отпущенный чечен-
цами британский артист. Ему нужно во что бы
то ни стало вернуться обратно за своей невес-
той, оставшейся на дне колодца с контуженным
русским капитаном. За капитана денег не дадут,
а вот за английскую артисточку - быть может.
Выкупить ее у боевиков за 2 миллиона англий-
ских фунтов и вернуться живым - задача по си-
лам только сумасшедшему русскому. Такому,
как Иван. Поэтому англичанин просит о помощи
именно его. И Иван, конечно, не откажет, не-
смотря на то что дембель позади и дома у него
мать с отцом и своя, никогда не бывавшая в че-
ченском плену невеста. Алексей Чадов фильма
не досмотрел - уехал с друзьями, кажется, чи-
нить машину. За окном ночь. «Война» все идет,
и время бежит незаметнее обычного. Кто-то го-
ворит, что это очень мужское кино. Только с од-
ной стороны. С той, что в фильме нет любви, нет
хеппи-энда (хотя с этим хитро - он. как в пер-
вом «Брате», вроде и есть, но так горчит, что
вроде его и нет), зато много стрельбы, крови, ма-
та и грязи. Но это производственная необходи-
мость. За фасадом «мужского кино» скрывается
интригующая и грустная история о людях, кото-
рые делают то, чего делать не следует, потому
что не делать этого они не могут.
Фильм снят в любимом Вуди Алленом жанре
«интервью»: Иван рассказывает все по порядку,
его монолог перемежается зафиксированными
камерой событиями. Почти до самого финала
картины не понять, что же произошло с героем.
На скуку - ни минуты. Вместо слова «конец» -
черный экран и глухо звучащая финальная пес-
ня (в саундтреке - любимые Балабановым «Би-
2», «Сплин», «Океан Эльзы», Бутусов). «Здесь
должны быть титры», - говорит девушка, сидя-
щая рядом со мной.
3 0 0 2 3
Ирина ПРОХОРОВА
«МЕХАНИЧЕСКАЯ СЮИТА»
Россия, 2001. Режиссер - Дмит-
рий Месхиев. В ролях: Сергей
Гармаш, Михаил Пореченков,
Константин Хабенский
5 4 V ■*
«Механическая сюита» - первый
(если не считать новеллы «Экзерсис
№5» из альманаха «Прибытие поез-
да») фильм Д. Месхиева, действие
которого разворачивается здесь и
сейчас. Поехали два товарища с мос-
ковского завода, рабочий интелли-
гент-язвенник (Гармаш) и жлобова-
тый «менеджер по маркетингу» (По-
реченков), куда-то в подпитерскую
глушь, за телом скончавшегося от
инфаркта сослуживца Кольки, день-
ги на похороны пропили, тело поте-
ряли, и закрутилось. Определение
«черная комедия» вертится на язы-
ке, но назвать «Сюиту» так - глупо.
В протоколе дела есть приключения
трупа и тайна черного чемоданчика с
деталями из золота, есть следова-
тель-прохиндей, машинист, ставший
после мнимого наезда на тело импо-
тентом, братья-бандиты, «запойная»
библиотекарша и румяная продав-
щица, которую покойный Колька ка-
раулил с цветами у подъезда. Набор
персонажей для карнавала на два ча-
са превратился в «участников разыг-
рываемой перед нами были». Реаль-
ность кусается, бьет с носка и ус-
кользает от 99% процентов режис-
серов: словами Леонида Федорова -
«Все тебе никак не обмануть, что-ни-
будь такое». Месхиев запечатлел
это «что-нибудь такое» весомо и зри-
мо, точно и так, что греет душу. С от-
менными диалогами Геннадия Ост-
ровского и великолепными актера-
ми. Монстры сериалов Пореченков,
Хабенский и Гармаш выше всяких
похвал, Гармаш и Евгения Добро-
вольская получили «Золотые Овны»
за лучшие второплановые роли. Ме-
схиев («Циники», «Над темной во-
дой») же - режиссер номер один.
Даже не пытайтесь спорить.
“ЕХАЛИ ДВА ШОФЕРА»
Россия, 2001. Режиссер - Алек-
сандр Котт. В ролях: Павел Де-
ревянко, Ирина Рахманова, Ва-
лерий Иванов
Александр Котт - из тех «молодых,
да поздних», что старательно ими-
тируют «папино кино«, держа рав-
нение на красное знамя. До «Шофе-
ров» у Котта были короткомет-
ражки «Фотограф» и «Пугало», па-
точные ч /б картинки с натужным
подражанием
лирике советских
60-х. Улыбка старика-фотографа
отдавала маразмом - как и дружба
мальчика с пугалом. Тем не менее
Котт угадал фестивальную конъюн-
ктуру; все советское нынче в моде,
- вот студия СТВ выпустила его
полный
метр.
Продолжительно-
стью 1
час 17 минут - а кажется,
что часа три. Размытая бездорожь-
ем уральская глушь конца 40-х пре-
вращена в потемкинскую деревню,
пряничный домик. В нем ссорятся-
любятся два шофера - Колька Сне-
гирев и Райка (фамилия не афиши-
руется). Он колесит на раздолбан-
ном «Амо», она же - на блестящем
лендлизовском «Форде». Это нера-
венство плюс маячащий на гори-
зонте летчик-воздыхатель - един-
ственные тени в липовом барачном
раю. В «Шоферах» играет хороший
актер Молодежного театра Павел
Деревянко, немало и огрехов, сре-
ди которых главный - сценарная
рыхлость (а сочиняли эту историю,
вы не поверите, 5 (!) небесталан-
ных людей). Но бессмысленно цеп-
ляться по мелочам к фальшивке,
ненужному и неловкому подража-
нию чужой эстетике. Возможно,
коттовских родителей, бедной, но
счастливой жизнью которых ре-
жиссер вдохновлялся, она умилит.
На прочих зрелище нагоняет тоску
- особенно при мысли, что снимал
его режиссер 28 лет. Какое, милый,
тысячелетье на дворе?
00022
ІЧ" 61
/ / о м / /
март 2002
предыдущая страница 32 ОМ 2002 03 читать онлайн следующая страница 34 ОМ 2002 03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст