вПОП-MAPKET
КНИГИ
Алексей ЦВЕТКОВ, за исключением специально указанных
демоны
деструкции
УИЛЬЯМ БЕРРОУЗ. ДЕЗИНСЕКТОР
М.: T-ough Press/Kolonna Publications, 2001.
д
а
т
а
В
берроузовских историях, как всегда, полно не-
совершеннолетних демонов деструкции, лимон-
ных мальчишек, молодых оборотней, фриков,
одинаково разлаживающих и классический кон-
церт, и предвыборный митинг. Подобно радиопо-
мехам в текст вторгаются обрывки соседних тек-
стов, вирусы анархии, самостоятельно путеше-
ствующие внутри прозы благодаря известному
методу «разрезок», изобретенному Берроузом и
его геноссе Брайеном Гайсиным в марокканском
Танжере. Разумные паразиты странствуют из
мозга в мозг. Человечество - беспонтовая компа-
ния биороботов, оставшихся без хозяев после
ядерного апокалипсиса в монгольской пустыне, -
еще одна идея Гайсина, пронизывающая всю кни-
гу.
В
Танжере они «сходили с ума» - скажет обы-
ватель, «практиковали оригинальную психотех-
нику» - скажет фрейдист, «занимались нату-
ральной магией» - скажет оккультист, «развива-
ли прежние традиции артистического авангарда»
- скажет искусствовед.
В
результате возник
текст «Дезинсектора», т.е. избавителя от парази-
тов. Реальность как шпионская авантюра, неста-
бильный результат конкуренции нескольких тай-
ных заговоров: секты, спецслужбы, пришельцы,
человекообразные трикстеры - сейчас эта тема-
тика опустилась до «Секретных материалов», но
в «Дезинсекторе» она навсегда останется нова-
торской и свежей, как только что накрывшее вас
прозрение или приступ эйфорической паранойи.
Очень дорогой клинок ассасина—убийцы подчи-
няет своей бесчеловечной воле каждого нового
владельца. Одно существо, прикидывающееся
двумя криминальными геями, расстреливает по-
лицию нравов во время оргазма. Несколько от-
дельно смотрится только заказанная журналом
«Эсквайр» хроника знаменитых волнений 69-го
года, пропущенная
через героиновый фильтр
берроузовского зрения. Но и она служит общей
цели - «колонизации бессознательного, в кото-
ром прячется наша смерть».
0 0 0 0 3
44
БЕРТРАН БЛИЕ
ВАЛЬСИРУЮЩИЕ, ИЛИ ПОХОЖДЕНИЯ
ЧУДАКОВ
СПб.: Азбука-классика. 2001
Бертран Блие не скры-
вал, что писал этот ро-
ман и
снимал по нему
знаменитый фильм с Де-
пардье для тех, кто сам
никогда не выпадет из
нормальной жизни
и,
следовательно, обожает
следить, как это проис-
ходит с другими. Судя
по стабильной популяр-
ности автора и его геро-
ев, в расчетах он не
ошибся.
Жак-Клод
и
Пьеро - парочка недола-
сканных
в детстве «мудилок» (дословная смы-
словая калька с французского «valseuses» - яй-
цеверты) - угоняют чужие машины, отбирают
деньги у первых попавшихся
лавочников или
знакомых шлюх, никогда не строят никаких пла-
нов и с присущей им кроличьей сексуальностью
меняют мадам и мадемуазелей в выгодной для
мужчины позиции «двое плюс одна». В отноше-
нии всех своих подруг они испытывают беско-
нечный эдипов комплекс, т.е. пытаются назна-
чать их мамочками. Но комплекс на то и комп-
лекс, чтобы каждая очередная кандидатура про-
валивала всю малину и увиливала от роли. По-
бег - любимый стиль жизни тех, кто ощущает
мир как сплошную тюрьму. Бегущим ничего не
остается, как угонять авто и гнаться за вечной
мамочкой, но
однажды, вместо того чтобы да-
вить на тормоз, они прибавляют скорость и отпу-
скают руль.
^ 0 0 0 3
ОКСАНА ЗАБУЖКО
ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УКРАИНСКОГО
СЕКСА
М.: Изд-во Независимая Газета, 2001
Оксана Забужко - киев-
ская поэтесса с опытом
преподавания в амери-
канских университетах,
претендующая на лавры
украинской Анаис Нин.
Ее «Исследования» напи-
саны на ее родном языке
и
вот,
переведены
на
язык соседний. На пер-
вый взгляд это лав-стори
Оксаны и Миколы, за-
хваченных эротической
интригой отталкивания -
притяжения. На второй - феминистский роман о
поисках секса, не обещающего женщине подчи-
нения. На третий - скрепленная прозой подбор-
ка стихов о женской миссии, из которых мог бы
составиться небольшой сборник. Главный минус
- излишне витиеватый, с частыми эмоциональ-
ными вскриками язык. Пугающее и путающее
многословие разветвляется в бесконечность, на-
глядно доказывая, что по-украински, оказывает-
ся, можно писать о чем угодно: про матку и ос-
тальную женскую физиологию, про заграницу и
совок, про Бога, про философию, про историю .
..
Роман для тех, кто в этом сомневался.
БАНАНА ЁСИМОТО
КУХНЯ
СПб.: Амфора, 2001.
Японский хит конца 80-х, читая который кажет-
ся, что смотришь редкий лирический манго-
мультик, из которого исключена хентай-эротика.
Хватает,
правда, эле-
гантных трансвеститов
из экзотических заведе-
ний, но появляются они
в теплых семейных сце-
нах, без малейшего на-
мека на разврат. Роман
Ёсимото посвящен иной
страсти - японскому ку-
линарному мастерству,
кроме которого героиню
вообще мало что волну-
ет. Приготовление и де-
густация пищи стано-
вится для нее универ-
сальным языком жизни, в этом «Кухня» сравни-
ма с «Парфюмером». Сюжет - лирические отно-
шения двух странных подростков на фоне обе-
дов, ужинов, походов в кафе и комнатных восточ-
ных растений.
Читателям, ждущим от любой
японской книги этнической и религиозной экзо-
тики,
не беспокоиться. С поправками «Кухня»
могла бы быть написана и в любой другой стране.
ЯРОСЛАВ МОГУТИН
ТЕРМОЯДЕРНЫЙ МУСКУЛ
М.: Новое Литературное обозрение, 2001.
Могутина принято сравнивать с Маяковским, у
того, правда, в штанах было облако, а у этого вся
Америка, хотя похож он сразу на всех дореволю-
ционных футуристов, плюс бисексуальное садо-
мазо, вошедшее в моду намного позже русского
авангарда, в битнические шестидесятые. Кок-
тейль «Могутин» заборист, но и прост в изготов-
лении: беспредельный энтузиазм от самого фак-
та эрекции, добавить эротический интерес ко
всему, что может двигаться, добавить побольше
любых городов и стран, добавить нарочитую ан-
N° 61 // ОМ // март 2002
предыдущая страница 34 ОМ 2002 03 читать онлайн следующая страница 36 ОМ 2002 03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст