ФОТО ОЛЬГА ДИХТЕНКО
Наверняка вы тут же спросите о казачках? И они
поражают своей гордой красотой, в чем мы убе-
дились, плавно переместившись на площадь Ле-
нина, где разворачивалось главное действие
праздника, Ох, как дрожала камера в руках на-
шего Б., когда он снимал выступление моделей
урюпинского агентства «Росинка», демонстриро-
вавших знаменитые пуховые платки. Рядом, ра-
зинув рот, стояли итальянцы. В общем, неожи-
данный драйв казачьих песен и веселое много-
цветье окружающей нас толпы впечатляло гораз-
до больше модных показов Бартенева или рок-
концертов в надоевших московских клубах. Но
самое главное было еще впереди.
Станица Михайловская
А впереди было 120-летие Ильи Машкова - из-
вестного русского художника родом из станицы
Михайловская Урюпинского района. Следующее
утро после Дня города выдалось на редкость сол-
нечным и приветливым. Нас, страдающих от по-
хмелья и недосыпа,погрузили в автобус и повез-
ли в станицу. Дальнейшие события с трудом при-
поминаются в виде некоего дневника.
11.00_Подъезжаем
к станице. Боевого вида
группа казаков усиленно машет руками, зазывая
к столу, ломящемуся от караваев, соле-
ний, овощей-фруктов и подозрительных
бутылей с мутноватой жидкостью, заткну-
тых кукурузными початками. Итальянцев
посвящают в казаки, предлагая выпить
стопку самогона (из тех самых бутылей),
стоящую на шашке, не опрокинув. К. по-
свящается самостоятельно, опрокидывая
одну стопку за другой. Я пытаюсь её обра-
зумить, но тщетно. Профессура тоже в
восторге. Здесь бы и остаться, но впереди
новые приключения.
..
11.30_Стоим у дома, где родился Маш-
ков. Какой-то ушлый местный художник
организовал здесь же на заборе импрови-
зированную выставку-продажу своих тво-
рений. Б. приценивается к обнаженной
натуре, но цена явно не по карману.
11.45_Направляемся к центральной пло-
щади. По дороге нас подхватывает празд-
ничное шествие разнаряженных станич-
ников, зажигающих народными песнями и
плясками. Хочется визжать от переполня-
ющего счастья.
12.00_Внезапно оказываемся в церкви на
молебне. Батюшка подозрительно напоми-
нает Михаила Козырева. Все вспоминают
Машкова. Нас окропляют святой водой.
12.30_После молебна на улице возника-
ют два красавца казака, примеченные еще
вчера на площади Ленина. Мы с К. рдеем и
просим Б. нас с ними сфотографировать.
Итальянцы забыты. Казацкие усы и чубы
разбили наши сердца.
12.45_С боем прорвались в местный му-
зей. Вспоминается история искусств,
Историческая справка
Урюпинск основан в 1618 году в среднем течении
Хопра на правом берегу реки у обрыва, или, как го-
ворили в старину, «у руба». От этого, возможно, и
произошло название города.
По другой версии оно возникло от фамилии, точнее
прозвища Урюпин, которое по словарю В.Даля оз-
начает «неряха», «разгильдяй», «замарашка» и ско-
рее характеризует не человека, а местность, чрез-
вычайно заболоченную и грязную.
Еще один из вариантов происхождения имени горо-
да - это легенда, которая называется «Князь Урюп
в грязи увяз». После взятия войсками Ивана Гроз-
ного Казани татарский князь Урюп, спасаясь бегст-
вом, был
настигнут на Хопре казачьим атаманом
Ермаком Тимофеевичем, будущим покорителем Си-
бирского ханства. Между богатырями произошла
смертельная схватка. Именитый татарин увяз в бо-
лоте и был пленен Ермаком. С той поры у местного
казачества возникла поговорка: «Увяз как Урюп». А
место того жестокого поединка стали называть
Урюпинским.
пройденная на первом курсе. Вокруг копии кар-
тин Машкова, подаренные станице все теми же
именитыми художниками. Но на улице, кажется,
гораздо интереснее.
13.00_Возвращаемся на главную площадь. По
дороге вызывают бурный восторг живые натюр-
морты из снеди, выставленные на столиках у ка-
ждого двора. По всей видимости, это какой-то
конкурс.
13.15_Непредвиденная ситуация - оказываемся
в раю. По периметру местного парка стоят
«Ма-
ланьины столы« - символ казацкого гостеприим-
ства. Нам объясняют, что каждый курень выста-
вляет свой стол, демонстрируя таким образом ку-
линарные умения. Один курень старается пере-
щеголять другой, причем все угощения бесплат-
ные. Около столов весело приплясывают радост-
ные бабули, зазывая отведать пышные караваи,
воздушные оладушки, пухлые голубцы, соты с
медом, сочные ломти арбуза. На каждом столе в
обязательном порядке красуется уже знакомая и
милая сердцу бутылка, заткнутая кукурузным
початком. Столов было штук тридцать.
..
14.00_Жизнь удалась. Я по десятому кругу обхо-
жу столы. Всевозможная снедь и разноцветная
одежда станичников и гостей сливаются в одно
яркое пятно. Замечаю итальянца, сидящего в пол-
ной алкогольной нирване на траве и повто-
ряющего: «I am real kozak now». Маститые
архитекторы отплясывают с казачками. Ря-
дом стоит К. и завывает грустную протяж-
ную песню. Кажется, всем очень хорошо.
14.15_Слышу звуки музыки, доносящие-
ся со стороны сцены. На сцене водружена
огромных размеров карта с бубновым ва-
летом - символом художественного объе-
динения, в котором состоял Машков (как
мы догадались позже). Ансамбли песен и
плясок сменяют друг друга. В какой-то мо-
мент я вижу знакомый чуб и узнаю сердце-
еда, с которым мы фотографировались два
часа назад. Как оказалось, это был солист
ансамбля «Аленький цветочек» (на поиск
кассет с их записями было потрачено впо-
следствии немало времени). Мы все от-
плясываем в первых рядах. Единение с на-
родом достигает кульминации.
15.00_Нас запихивают в автобус. У
итальянцев в руках огромный каравай, у
А. под мышкой пластиковая бутыль с са-
могоном, купленным у местных хлопцев. С
ловкостью иллюзиониста Б. извлекает из
кармана бусы, сделанные из цветастых пу-
говиц местными умельцами, и дарит их
нам. Хочется плакать от умиления.
19.00_С трудом продираем глаза после
глубокого сна. Впереди ужин (весьма не-
кстати), лекция итальянского архитектора
Марко Висконти и пластиковая бутылка с
огненной водой. И кому нужны эти бра-
зильские карнавалы?.
.
прод. на стр 131
)
59
N 61 // ОМ // март 2002
предыдущая страница 48 ОМ 2002 03 читать онлайн следующая страница 50 ОМ 2002 03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст