П
ервоначально «Музыкальный ринг» представлял локальную пере-
дачу ленинградского телевидения. Это было типичное ток-шоу,
разбавленное музыкальными фрагментами. Суть передачи: рок-
группа выходит на реальный боксерский ринг, а зрители задают типично
советские вопросы «о жизни и творчестве» и с искусствоведческим азар-
том обсуждают имидж артистов. Музыканты вынуждены отвечать на эти
пещерные вопросы, а в паузах играют рок.
«Порой накал страстей в
студии и вправду напоминал боксерский поединок, где можно проиг-
рать по очкам или даже получить нокаут
», - вспоминает создатель пе-
редачи и ее ведущая Тамара Максимова.
Всерьез о »Музыкальном ринге» заговорили после участия в нем «Аквари-
ума», представленного хитроумной Максимовой как «группа музыкальных
пародистов». Дело было осенью 86-го года.
«Вы хотите стать професси-
оналами
?» - взволнованно спрашивали у «сыновей молчаливых дней» за-
конопослушные граждане.
«Мы не хотим стать профессионалами на
тех условиях, которые существуют сейчас,
- гордо отвечал только-
только вылезший из глухого подполья Гребенщиков. -
Мы хотели бы,
чтобы эти условия изменились».
До этого при монтаже наиболее радикальные моменты передач оставались
за бортом - иначе программу могло запретить начальство. В данной ситу-
ации практически вся цензура была похерена - передача пошла в эфир без
купюр. Дело было то ли в веянии «ветра перемен», то ли в напоре Макси-
мовой, то ли в обаянии Гребенщикова - ответ знает только ветер.
..
В январе 87-го года полуторачасовой выпуск с «Аквариумом» был показан
по Центральному телевидению.
«Несмотря на вопиющую глупость ве-
дущей и вообще концепции самого шоу, Боб блистал красноречием и
всех обаял и покорил»,
- вспоминает виолончелист «Аквариума» Сева
Гаккель.
Выступление легендарной рок-группы на первом национальном канале в
субботний прайм-тайм произвело эффект разорвавшейся бомбы. Люди
смотрели в телевизор и не верили собственным глазам - уж не сон ли это?
Несмотря на критическое отношение к передаче продвинутых рок-эстетов,
она принесла массу пользы и еще в течение нескольких лет служил пропу-
ском во внешний мир многим рок-группам. Благодаря «Музыкальному
рингу» миллионы зрителей познакомились с творчеством «Звуков Му»,
«Центра», «Игр», «Вежливого отказа», «Поп-механики», «Кино», «Алисы»,
«Браво». Именно после этих эфиров многие в стране поверили в пере-
стройку.
3
Телевизор: «Твой попа -
фашист» (1986-1988)
Д
о прорыва «Музыкального ринга» во всесоюзный эфир всем казалось,
что чуть ли не единственным оазисом рок-свободы в стране остается
Ленинградский рок-клуб. Но даже у него существовали всевозможные
цензоры - начиная от литературных кураторов и заканчивая сотрудниками
Комитета госбезопасностих. Несложно представить потрясение подчиненных
генерала Калугина, когда на рок-клубовском фестивале 86-го года солист «Те-
левизора» Михаил Борзыкин спел:
«За нами следят, начиная с детса-
д а / Добрые тети, добрые дяди/По больным местам, в упор, не гля-
д я / Нас бьют, как домашний скот/Мы растем послушным стадом - по-
ем что надо, живем, как надо.
..»
Фестиваль закончился грандиозной ссорой лидера «Телевизора» с жюри, ко-
торое стыдливо не включило группу в список лауреатов.
“Буквально за три
дня до фестиваля рок-клубовский цензор вызвала меня в свой кабинет и
сказала: «В обкоме комсомола прочли твои тексты.
.. «Выйти из-под
контроля» петь нельзя», -
вспоминает Борзыкин. -
И пошли уговоры:
«Ну что вам одна песня.
.. Если вы хотите стать лауреатами.
.. Вы по-
губите рок-клуб!» Мы спели, был скандал».
Группа была вынуждена сесть на искусственный репетиционный период сро-
ком в шесть месяцев. Затем, после исполнения на фестивале 87-го года еще
более радикальной песни «Твой папа - фашист» репетиционный срок «Теле-
визора» продлился еще на несколько месяцев. В ответ Борзыкин «завинчива-
ет гайки». Он решает сыграть на опережение. На первом же крупном концер-
те он посвящает песню «Сыт по горло» оказавшемуся в опале Ельцину. В «Фа-
шисте» он поет знаменитые строки сакраментальных строк
«Пока он там на-
верху, он будет давить/Твой папа - фашист/Не смотри на меня
т ак/Я знаю точно: просто фашист»,
а при исполнении композиции «Ры-
ба гниет с гловы» внезапно надевает на голову резиновую маску Горбачева.
«Телевизор» попадает в очередные запретительные списки, а все ближайшие
концерты группы в Москве отменяются. У «Телевизора» в то время оказались
наиболее радикальные и, пожалуй, самые смелые, беспощадные и остросоци-
альные тексты. В то время как «ДДТ» приступали к репетициям «Горбачев -
да! Лигачев - нет!», а «Алиса» только планировала записать «Время менять
имена», лидер «Телевизора» усиливает и без того скандальную программу
еще более радикальными хитами: «Три-четыре гада», »Надо спешить» и др.
В итоге ни один крупный рок-фестиваль конца 80-х не обходился без «Теле-
визора», а красно-белые полосы неизменной куртки Борзыкина стали таким
же общепризнанным визуальным символом русского рока, как родимое пят-
но на макушке у Горбачева - визуальным символом «нового мышления».
№ 61 // ОМ // март 2002
ФОТО ДМИТРИЙ КОНРАДТ, А ТАКЖЕ ИЗ АРХИВА ЖУРНАЛА <■ КОНТРКУЛЬТУРА
предыдущая страница 61 ОМ 2002 03 читать онлайн следующая страница 63 ОМ 2002 03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст