Наутилус Поллпилиус -
«Скованные одной цепью»
(1986-1988)
Л
етом 86-го года молодая свердловская группа «Наутилус Помпили-
ус» записала гениальный альбом «Разлука», позднее неоднократно
возглавлявший всевозможные хит-парады из серии «лучшие альбо-
мы советского рока». «Разлука» перевела отечественную школу рока в но-
вое качество, создав прецедент одухотворенной поп-музыки. В этих песнях
каждый находил что-то свое - от «света интимной лампы» и «сметаны на ба-
нанах» до крика человека, почувствовавшего пустоту под ногами. Венчала
«Разлуку» композиция «Скованные одной цепью» - пик творчества поэта
Ильи Кормильцева, в которой было сказано «все, что накипело», и после ко-
торой уже не имело особого смысла возвращаться к социальной тематике.
После того как запись «Разлуки» была завершена, к музыкантам прибежал
растерянный председатель Свердловского рок-клуба и сказал, что «Скован-
ных» распространять нельзя - могут возникнуть проблемы с КГБ. «Наути-
лус» принял поистине маккиавеллевское решение: в Питер, Москву и ос-
тальные регионы рассылать альбомы без изменений, а в родном городе плен-
ку принялись распространять в урезанном виде - без «Скованных» и не ме-
нее стремных «Гороховых зерен».
Время было мутное - не все помнят, что вплоть до конца 87-го года песни из
«Разлуки» исполнялись на концертах с купюрами в текстах. При этом «самая
безысходная группа» страны выступала с достаточно жестким имиджем -
Полуголый Шевчук
перекрикивал хлещущий по
лицу ливень: «Русский рок
жив!!!» В то, что он жив, в тот
момент верили даже самые
отъявленные скептики.
..
врангелевская унтер-офицерская форма, ордена, боевой макияж и галифе.
После первых аккордов новоявленных уральских Adam & The Ants в зале,
как правило, зависала тихая жуть и не поддающееся описанию оцепенение.
После серии ажиотажных выступлений в Питере и Вильнюсе «Наутилус»
очутился в Таллинне, где прямо на концерте была записана превосходная
«живая» версия «Разлуки», выпущенная через десять лет под названием
«Подъем». Получилось на редкость хорошо. Чтобы почувствовать дух време-
ни, эту пластинку просто необходимо иметь дома. Возможно, это вообще од-
на из лучших концертных записей советского рока 80-х.
..
Рок-фестиваль
в Подольске (1987)
Н
есмотря на 87-й год, до реальной победы гласности было еще далеко.
Поэтому известие о вроде бы легальном фестивале подпольного ро-
ка вызвало в народе колоссальный ажиотаж. В начале сентября в ок-
рестностях метро «Ленино» (теперь - «Царицыно») сотни молодых людей
стояли змееобразной очередью к маленькому автобусу, из пыльных окон ко-
торого выдавались по два фестивальных билета на руки.
«К вечеру изрядно
порюханный автобус по-прежнему трепыхался, как тонущий олень в
стае акул, -
вспоминает один из соорганизаторов этой эпохальной акции
Сергей Гурьев. -
Аншлаг был уже обеспечен
-
и это при площадке в 3500
мест (помножьте на пять концертов!) в сраном Подмосковье».
Посмотреть лучшие группы страны рвались многие - не каждый день пред-
ставляется возможность услышать в одном месте «Наутилус» и «Телеви-
зор», «ДДТ» и «Зоопарк», «Бригаду С» и «Объект насмешек».
В последний момент фестиваль был запрещен управлением культуры Мос-
горисполкома. Спустя сутки усилиями замаскированного под комсомольца
панка Пита Колупаева и того же Гурьева фестиваль вроде как был разрешен.
В итоге все окрестности Подольска были заполнены подмосковной милици-
ей и пьяными гопниками. Именно им была посвящена одноименная компо-
зиция в исполнении легендарного «Зоопарка», во время исполнения которой
тысячи людей подпевали Майку: «Это гопники - они мешают нам жить!»
Тем временем на сцене подольского Зеленого театра бушевали страсти. Ги-
тарист «Облачного края» разбивает на сцене гитару «Урал», прибалтийские
панки J.M.K.E пугали недефлорированных студенток настоящими ирокеза-
ми. «Телевизору» на «Твой папа - фашист» на пульте пытается «убить» звук
провокатор-звукорежиссер.
Вокалист «Калинова моста» Дмитрий Ревякин в гробовой тишине поет «Эх,
блядь, занесли кони вороные», «Сибирский марш» и только что написанные
73
N 61 // ОМ // март 2002
предыдущая страница 62 ОМ 2002 03 читать онлайн следующая страница 64 ОМ 2002 03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст