«а»
водская». Весной 88-го года в ДК МЭЛЗ перед началом фильма в течение
трех недель выступают ведущие рок-группы - от «Звуков Му» и «Кино» до
«Калинова моста», «Аквариума» и «Наутилуса».
Внутрь попасть невозможно. У входа в Дом культуры дежурят стайки хип-
панов с самопальными плакатами, на которых корявыми буквами написано:
«Пипл, мне очень нужен всего один билетик на «Ассу»!!!». В фойе МЭЛЗа
царил высокохудожественный беспредел. В холле периодически выбрасыва-
ли коробки дефицитных рок-пластинок (от саундтрека «Асса» до переизда-
ния «Радио Африка» «Аквариума»), значки и плакаты с коллажами на тему
фильма. Тут же демонстрировалась экспозиция авангардных картин и бе-
зумные хэппенинги во главе с Гаркушей и Миллером.
Похмельный «Аквариум» сыграл на премьере порядка восьми (!) раз, причем
во время одного из концертов на сцене остались только Гребенщиков вместе
с Майком и супергитаристом Сашей Ляпиным. Втроем они отыграли добрый
час старых рок-н-роллов. По воспоминаниям большинства очевидцев, арт-
рок-парад «Ассы» вошел в историю культуры России как одно из последних
выражений короткого, но запоминающегося по ощущению момента време-
ни: светлого, бурного и искреннего.
Первая виниловая пластинка
«Аквариума» вышла на
«Мелодии» тиражом около
двух миллионов дисков -
почти как у Джанет Джексон
в лучшие времена. Никто из
музыкантов «Аквариума»
денег за пластинку не
получил
8
«Кино» -
«Группа крови» (1988)
К
ак вы помните, в финале фильма «Асса» Цой перед бушующей толпой
поет песню «Мы ждем перемен». После официального признания не-
которой свободы уже прошло определенное время, за которое мно-
гие музыканты успели собраться с мыслями и даже попытались воплотить
новейшее ощущение «перемен» в песнях и альбомах. Как ни странно, эти по-
пытки были чаше всего неудачными - как, например, работы «Аквариума»
или «Звуков Му» этого года. У Цоя вышло наоборот - два его предыдущих
альбома «Это не любовь» и «Ночь» были сплошными экспериментами. Цой
искал новое звучание, пытался менять манеру пения, темы, плотность зву-
ка. Цой раньше многих уловил новые требования к музыке. Фактически
«Группа крови» - это первый коммерческий альбом в СССР, успех которо-
го был не случайным, а продуманным и предсказуемым: прообраз будущих
побед шоу-бизнеса. Группа довольно долго вылизывала новую работу, жанр
которой критики определили как «мужественный попе».
Но главное - Цой уловил и воплотил в альбоме смену интонации в общест-
ве и соответственно в музыке. От романтического восприятия жизни - к ге-
роическому: эта гениальная догадка сразу сделала «Группу крови» символом
переломного времени.
«Цой сознательно выбрал героическую трассу, по
которой группа двигалась последующие три года», -
вспоминает гитарист
«Кино» Юрий Каспарян. Цой написал саундтрек к новому времени. Отмерен-
ный в ритме марша, с четкими фразами, каждая вторая из которых назав-
тра становилась лозунгом, альбом не просто звучал - он застревал в голо-
вах навсегда. Это были не размышления, а сдержанная и холодная програм-
ма действий.
«Он давал каждому единичному быдлу иллюзию избранниче-
ства»,
- едко заметила одна бойкая газета. Благодаря раскрутке в известном
фильме песни Цоя получили всесоюзную славу и зазвучали из каждого ларь-
ка, включая первые кооперативные, - именно на продаже «Группы крови» му-
зыкальные кооператоры заработали свои первые деньги.
Впоследствии изданный в Америке компакт-диск «Группа крови» получит
высокие оценки западной прессы. Несмотря на специфическое звучание
ритм-секции и не вполне зрелое использование сэмплера, общий саунд полу-
чился весьма современным даже по меркам 90-х годов.
В течение двух последующих лет альбом становится лидером всевозможных
хит-парадов. Тинейджерам нужен был новый герой - и они его получили.
Смесь восточного спокойствия и северной суровости - именно так и должен
был выглядеть герой перестроечных лет. В то время часто публиковалось од-
но интервью с Цоем, где на все вопросы интервьюера лидер группы отвечал
только одним словом - «нет».
.. «Группа крови» был не просто альбомом -
М1
61 // ОМ // март 2002
предыдущая страница 64 ОМ 2002 03 читать онлайн следующая страница 66 ОМ 2002 03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст