щих на все лады вышеупомянутые имена. И од-
новременно - полное ощущение индейской ре-
зервации, в которой выродившиеся представи-
тели некогда грозных племен плетут бисерные
пояса и танцуют боевые танцы на потеху прие-
хавшим на уикенд туристам.
В те времена, когда пресловутый
«русский
рок«, в чем бы он ни заключался, находился еще
однозначно в центре общественного внимания
(то есть лет десять тому назад), бытовали две
полярные точки зрения на этот феномен. По-
нятное дело, для современной публики, вырос-
шей в голубых сумерках МТУ, разница между
ними не более существенна, чем дискуссия ме-
жду какими-нибудь средневековыми номинали-
стами и реалистами о количестве ангелов, кото-
рое может уместиться на кончике иглы (прошу
прощения за невольный наркокаламбур), но те-
ма нашей беседы заставляет все же о них на-
помнить.
Итак, одна точка зрения, вызревшая в основном
в окружении ныне всеми прочно позабытого
теоретика Ильи Смирнова (она не пользовалась
особой популярностью в среде самих музыкан-
тов, но с удовольствием была подхвачена жур-
налистами из общественно-политических изда-
ний), трактовала «русский рок» как особую
форму социального протеста, восходящую кор-
нями к авторской песне, городскому фольклору
и самиздату и облаченную в силу ряда истори-
ческих причин в одежды, позаимствованные у
западной поп-культуры. Другая - поддержива-
емая в основном А. Троицким и деятелями,
группировавшимися вокруг журнала «Контр-
КультУра», практиковала эстетический (а в
чем-то даже эстетский) подход к явлению и ис-
кала ему параллели в истории революционного
и/или декадентствующего авангарда. Грызлись
между собой противники страшно (дело доходи-
ло даже до народных судов), но беспощадное
время свело к нулю некогда казавшиеся непри-
миримыми разногласия между оппонентами.
Проще говоря, действительность оказалась, как
всегда, скучнее и обычнее всех теорий.
Новый «русский рок«, к которому по нынешней
моде следует добавлять тоталитарное словечко
«наш«, хотя и ведет свою родословную от дино-
завров восьмидесятых, не вписывается ни в одно
из этих определений. Социально он беззуб (тут
его на наших глазах «сделал», а в будущем еще
больше «сделает» хип-хоп), а эстетически - вто-
ричен. Играют все новые кумиры профессиональ-
но, но безлико, в области моды если и служат за-
конодателями, то лишь моды вчерашнего дня, а
декаданс их (если таковой вообще имеется) мо-
жет испугать и впечатлить разве что малышей.
собравшихся на утренник ясельного комбината.
Посмею заметить: в любом среднестатистиче-
ском отечественном попсовом шлягере послед-
них двух-трех лет содержится больше свежих
звуковых идей и артистизма, чем в десятке аль-
бомов новых русских рокеров. Не так давно ав-
тор этой статьи добрую минуту слушал одну ком-
позицию из альбома Мадонны «Music» и пребы-
вал до того момента, пока не запели, в полной
уверенности, что слушает группу «Блестящие».
Говорит это об общем прогрессе или об общей
деградации - вопрос отдельный, но одно можно
сказать с полной очевидностью: «Танцы минус» с
Radiohead спутать никак не возможно, и радости
это почему-то не вызывает.
Кажущееся спасительным введенное Лагутенко
словечко «рокопопс» таковым только кажется.
Если этот самый «рокопопс» всего лишь разно-
видность попса вообще, так пусть и живет по
попсовым законам, а не создает себе формат-
ный заповедник гоблинов, в котором, прикры-
вая срам высокими идеями давно минувших
времен, процветает плагиат, дешевые понты и
вопиющая бездарность.
Остается один, но болезненный вопрос. Все же
эта музыка пользуется существенной популяр-
ностью - на фестивали-то ходят, пластинки по-
купают, радио слушают. В чем тут дело?
к
гомосоппенсы
I
г
1 9 8 3 - 1 9 8 7
1 9 8 7 - 1 9 9 1
цивилизация
рок-клубов
цивилизация
рок-истерии
В творческом отношении адекватен эпохе Ренессанса, закладываются
все основные характеристики т.н. русского рока, возникают десятки
подвидов, стилей, некоторым экспериментальным группам даже удается
подвинуть в сторону «идейный текст« и начать делать Музыку. Прически
самые разнообразные.
Опьянение славой вызывает в бедовых рокерских головах мысль о том,
что «рок рулез форевер«. Впрочем, в это время крыша ехала у всех от
Генерального секретаря до последней уборщицы.
В музыке - беспощадная эксплуатация наработанных за годы подполья
идей.
О прическах думать вообще было некогда.
Те же, что и раньше + группы «рок-клубного формата«: «Странные игры»,
Nautilus pompilius, «Алиса», «Кино»
«Мануфактура», «Центр», «Браво» и т.д.
Рок-фестивали, легализация концертной деятельности
Легализация звукозаписи, стадионные концерты
N' 61 // ОМ // март 2002
предыдущая страница 67 ОМ 2002 03 читать онлайн следующая страница 69 ОМ 2002 03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст