Причин много: во-первых, вместе с «новым» ро-
ком на тех же волнах звучит и «старый», попу-
лярность которого среди нынешних двадцати-
летних удивляет своей стабильностью и почти
полным отсутствием естественного стремления
заменить «родительских» звезд на звезд-«свер-
стников». Цой в их сознании чуть ли не сверст-
ник Земфиры. Во-вторых, последние продукты
российской рок-сцены до того, как ее захлест-
нул «нашизм» - а именно та самая Земфира и
еще Лагутенко, вполне достойны введения в ме-
стный «Rock’n’ roll Hall of Fame», буде такой су-
ществовал. В-третьих, легенда о «русском ро-
ке» как о музыке, вещающей правду и переводя-
щей своего адепта в разряд избранных, до сих
пор так привлекательна, что недовольный
(справедливо, разумеется) окружающей его
жизнью, но не особо продвинутый тинейджер
инстинктивно (в отсутствие других альтерна-
тив) цепляется за нее, несмотря на то что внут-
ри у идолища гитарного давно нет ничего, кро-
ме трухи и попискивающих в ней жирных крыс
шоу-бизнеса. Это причины со знаком «плюс».
Но есть и причины с противоположным знаком:
они отменно иллюстрируются следующим анек-
дотом из жизни: на вопрос талантливой моло-
дой певицы, заданный продвинутому молодому
человеку, играющему на гитаре, чем же так по-
пулярна одна нынешняя звезда-девица, люби-
мая нашим эфиром, последний ответил: «Дура,
тебе не понять, ты же в ПТУ не училась.
..» Пе-
реводя анекдот на язык культурологии, скажем
так: маргинальные социальные группы в поис-
ках самоопределения во все времена с удоволь-
ствием хватаются за те жанры и стили, принад-
лежность к которым определяется через ряд
внешних признаков, которым несложно подра-
жать, не вникая в содержание. В свое время
именно по этой причине определенного сорта
публика рубилась на панке или металле. Выхо-
лощенный и лишенный первоначального смыс-
ла «русский рок» - головастик из того же от-
стойника. Пока кто-то просто стоит в подъезде,
пьет дешевое пиво и харкает на пол - он просто
гопник. Но стоит ему взять в руки гитару и ра-
зучить пару песен «Кино» - и он уже рокер.
У тех, кто пропагандирует ВИА двадцать пер-
вого века, на все нападки критиков есть про-
стой и внешне достойный ответ: «Чем критико-
вать, откройте вашу собственную модную и
стильную радиостанцию, вашу собственную
продвинутую и прогрессивную рекординговую
компанию, и посмотрим, сколько вы продержи-
тесь, пока не разоритесь». Аргумент, конечно,
сильный, и мне тут, как человеку не деловому,
даже и сказать нечего. И все же сомнения роят-
ся, роятся, роятся. Ведь и 1985 году тому, кто
слушал только «Маяк», казалось, что музыка
иная, чем «Добры молодцы», возможна не боль-
ше, чем посадка иностранного самолета на
Красной площади.
Отвертеться от ответственности за настоящее
тем, кто на заре туманной юности по счастли-
вой (или несчастливой) случайности оказался
причастен к первым шагам Франкенштейна,
именуемого русским роком, а значит, в извест-
ной степени несет ответственность за его био-
графию, невозможно - да я и не пытаюсь. На-
верное, в игре с самого начала было что-то не
так.
Но тем, кто по молодости лет не успел пожить
при временах иных, настоятельно советую: не
занимайтесь глупостями. Работая барменом в
хорошем клубе, вы сможете в свободное от шей-
кера время быть Бликсой Баргельдом. Но если
вы играете на гитаре нынешний «русский рок»,
будьте уверены - в приличное место вас не возь-
мут. Потому что если человек любит халтурить
- это проявится у него рано или поздно в любом
деле. Жизнь слишком прекрасна и удивительна,
чтобы тратить ее на чепуху. Choose life. ■
гомосапиенсы
(окончание)
парк юрско-
шевчуковского
периода
В начале периода происходит стремительное
вымирание мелких народцев - все экспери-
ментальное и немейнстримовое в русском роке
надолго поджимает хвост. Выживают только ди-
нозавры, громоздкие туши которых ползают по
дворцам спорта Родины.
В творческом отношении - достижение зрело-
сти и мастерства за счет потери всякого инте-
реса к жизни.
Прически: Какие прически? (Стыдливо прикры-
вая начинающую пробиваться плешь.) Бабки го-
ни.
современная
р о ка п о п с
Рок мучительно начинает расставаться с пре-
тензиями на «идейность« и на то, что он - нечто
большее, чем «жанр молодежной танцевально-
развлекательной« музыки. Первым решитель-
ный шаг делает Лагутенко и встречает понима-
ние. Земфира играет вроде бы рок, но называ-
ют ее (Sic!) Пугачевой для нового поколения.
Динозавры частью вымирают, частью тихо пол-
зают по Пырловкам и Урюпинскам, которых в
России хватит на творческую жизнь даже Дун-
кану Маклауду.
Наконец-то появляются нормальные прически.
«реальное радио-
17 августа убивает все надежды на превраще-
ние Москвы в Нью-Лондон. В моду входит пат-
риотизм в духе братьев Багровых. Русский рок
становится таким же признаком национального
сознания, как в былое время Петр Ильич Чай-
ковский.
«Агата Кристи«, «ДДТ«, проекты Сукачева
Мумий Тролль, Маша и Медведи,
Земфира
«Би-2«, «Танцы минус«, «7Б«,
«Смысловые галлюцинации«,
Интеграция в шоу-бизнес, появление радийного
Стирание граней между рок- и поп-музыкой
формата «русский рок«
№ 61
I I
ОМ // март 2002
ФОТО
АНАТОЛИЙ АЗАНОВ, СЕРГЕЙ БАБЕНКО, В. ХРИСТОФОРОВ,
предыдущая страница 68 ОМ 2002 03 читать онлайн следующая страница 70 ОМ 2002 03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст