барометр
... / Книги
Алексей Цветков, за исключением специально указанных
ш
ш
ТАБЛОИД
Умереть за
т
ш
1САМИ)САДЗ£г
роман о террористах
* (remix Version) ✓
ИЛЬЯ CTOrOFF
ИЛЬЯ CTOrOFF
• • • • •
КАМИКАДЗЕ (СПб.: Амфора, 2001)
ТАБЛОИД (СПб.: Амфора. 2001)
На волне успеха и в самом деле велико-
лепной книги «Мачо не плачут» Илья
СтогоИ быстро выпускает то, что накопи-
лось на антресолях. Идет естественный
процесс - железо надо ковать, пока оно
горячо. И тем не менее книги эти любо-
пытны, даже совершенно халтурный
«Таблоид».
В «Камикадзе», написанном еще несколь-
ко лет назад и канувшем тогда в питер-
скую безвестность, действует - интерес-
ный поворот - автор книги о русских по-
литических экстремистах (документальная
«Революция сейчас!» выпущена Ильей
недавно). Тема этой очень юношеской, по
признанию самого Ильи, книги об отече-
ственных террористах не нова - далеко за
«Бесами» ходить не придется. Так в свое
время РМ Достоевский вдохновлялся
«подвигами» Нечаева, а вслед за ним Ан-
дрей Белый - делом провокатора Азефа.
История стара как мир: террористическое
подполье и спецслужбы жить друг без
друга не могут. Место же встречи изме-
История стара как мир:
спецслуж бы ж ить д р уг
нить нельзя - проходные дворы и пустыри
промозглого Петербурга. Недостатки его
прозы - журналистская торопливость и
страсть к преувеличениям - очевидны,
интеллектуалы могут воротить нос, но че-
го у СтогоЯа не отнять, так это энергии,
СЬфОЙ животной энергии. Его текст о злых
парнях в черной коже, пришедших в рево-
люцию под влиянием песен Егора Летова
и хотящих взорвать этот трусливый мир к
чертовой матери, несмотря на все натяжки
и неубедительности, действует как панк-
рок, физиологически, а для литературы
это очень даже много.
И тут интересно обратиться ко второй
книге. «Таблоид» - это просто набор сто-
говских статей, написанных в 90-е для
разных питерских газет и журнальчиков,
которые он слегка аранжировал своими
комментариями в учебник желтой журна-
листики, пособие начинающим циникам.
И любопытны не сами статьи - читали и
получше - а то, что больше всего певец
алкогольных озарений и орального секса
любит писать на религиозные темы: о ка-
толических орденах, Папе Римском, пра-
вославных иерархах, буддистах, тантри-
стах, баптистах и т.д. Учебник желтой
журналистики, проникнутый презрением к
преподаваемой профессии, завершается
статьей о последнем пути Иисуса Христа,
которой автор искренне гордится.
Да. знаю я. что Илья магистр богословия,
этим нас уже не удивишь, вон Шнур тоже
религиозное образование получал, у них
что там в Питере, это мода такая? Сначала
террористы и
без друга не м огут
богословия немного, а потом матерные
песенки петь? Ну со Шнуром-то все по-
нятно, а вот с Ильей нет. Не состыковыва-
ется что-то, ускользает он из рук. Стого1Т
ау!
Андрей Бухарин
ХАРУКИ МУРАХАМИ
дане, дзнс, дане.
..
Часть вторая (СПб: Амфора. 2002)
________________ г н Как это приня-
5
1
то, будут твер-
дить, что про-
і должение хуже
I
первой части,
I
тем более что
1
оно еще и про-
'
должение
«Охоты на
овец». Однако
это все тот же
Мураками кон-
ца 80-х с уже
знакомым нам
названием, позаимствованным с кассеты
«Бич Бойз». Все та же мудрость, прики-
Харуки
МУРАКАМІ
дывающаяся банальностью: вне Японии
легко попасть под машину, забыв о пра-
востороннем движении - но чаще наобо-
рот. банальность, заявленная в меню как
мудрость. Тот же в меру депрессивный
юмор. Кто успел запасть, не расстроится,
кого не тронуло, еще раз пробовать вряд
ли стоит. Японские космополиты пьют ви-
ски, листают «Плейбой» и слушают аме-
риканский рок растворяясь в бесконечных
внутренних монологах о поисках настоя-
щего смысла и захватывающего секса.
Детективный сюжет крутится вокруг не то
реального, не тс выдуманного элитного
клуба проституток для высшего общества
и связанных с ним убийств японских ноч-
ьых бабочек. В финале герой наносит ви-
зит самому человеку-овце.
• • • • •
АНДРЕАС ОКОПЕНКО
КИНДЕРНАЦИ (СПб: Symposium. 2002)
В первом
эпизоде папа
объясняет,
что такое ге-
стапо и по-
чему нужно
стать настоя-
щим немец-
ким мальчи-
ком. В пос-
леднем со-
общает, что
больше
нельзя быть «киндернаци». Дневник авст-
рийского подростка с 39-го по 45-й год дан
в обратной хронологии для того, чтобы дви-
гаться от следствий к причинам, или для то-
го, чтобы читать роман с конца, как Тору. Те,
у кого было пионерское детство, обязательно
его вспомнят: форма, речевки. клятвы, курс
истории партии, торжественный подъем
флага, милитаристские игры в лесу. Герой,
с интересным для русского уха именем
Только, влюблен в радиоголос Геббельса.
Все половое созревание с подглядыванием
за учительницами и привязыванием одно-
классниц к деревьям проходит параллельно
с обкаткой внутри воспитательной диктатуры
Рейха: темной романтикой Вагнера, нибелун-
гов и антисемитской мифологии. Ровесник
своего Только живой австрийский классик
Окопенко избегает морализаторства и воз-
мущения по поводу мрачных режимов-
приятно, когда писатель ничего не решает за
тебя и ведет себя как собеседник, а не как
все тот же Геббельс из радио.
• • • • •
ХАНТЕР С. ТОМПСОН
АНГЕЛЫ АДА (М: Adaptec/T-ogh Press, 2002)
Если варвары не атакуют страну извне, они
непременно заведутся внутри нее. Обряды
посвящения,
сленг, быт и
мифология
разнузданной
орды на Хар-
леях с окры-
ленными че-
репами на
спинах смач-
но описаны
их «попутчи-
ком» и звез-
дой амери-
канской «но-
вой журналистики» Хантером Томпсоном,
известным нам по «Страху и отвращению в
Лас-Вегасе». Единственное в своем роде ис-
следование, на последней странице которого
герои в прямом смысле топчут ногами авто-
ра, хотя он и выступает с самого начала как
адвокат дьяволов, точнее, адских ангелов,
мол, сознательно ухудшали себе имидж и
сеяли жуткие слухи, не так уж все страшно,
как хотелось бы полиции и прессе. И наси-
ловали не так часто, и громили все же выбо-
рочно, и пацифистские марши разгоняли,
только если кто-нибудь очень попросит.
Единственная из десятков книг о байкерах,
которую они сами признавали годной для
чтения. Откуда взялись и чем занимались эти
живущие дорогой «беглецы из гроба» на
протяжении бурных 60-х? Были ли они тай-
ными нацистами? фанатичными сатаниста-
ми? активными геями? безмотивными на-
летчиками? - на все вопросы отвечает Хан-
тер Томпсон и сами Ангелы Ада в одноимен-
ной книге.
БЕН ЭЛТОН
ЗВОНОК ИЗ ПРОШЛОГО
(М: Иностранка. 2002)
Судя по тиражам, Элтон рассмешил недав-
но все Соединенное Королевство, хотя он
далеко не Бенни Хил и радует читателя ум-
предыдущая страница 28 ОМ 2002 04 читать онлайн следующая страница 30 ОМ 2002 04 читать онлайн Домой Выключить/включить текст