ной антибри-
танской ирони-
ей в позволи-
тельных для
популярного
британца дозах.
Бывшая не-
формалка, так
никем и не
ставшая, встре-
чается через
много лет с
любовью своей
молодости - офицером американской ар-
мии, дослужившимся до генеральских по-
гон. Непреодолимое притяжение противо-
положностей, оказывается, никуда не де-
лось, хотя времена и изменились: большие
люди всех уровней вплоть до Белого дома
изнурены вероятными и невероятными се-
ксуальными скандалами и сопутствующим
шантажом. Жалкий маньячина следит за
главными героями и сопит в телефонную
трубку, играя со своим ножом. В голово-
кружительной развязке натовский генерал
и вероятный кандидат в президенты США
пытается совершить одно убийство, вместо
него совершает другое и под конец награ-
ждает себя пулей в голову. Несмотря на
это, все заканчивается любовным хэппи-
эндом, запрограммированным с самого
начала.
• • • • •
СЕРГЕЙ НОСОВ
ЧЛЕН ОБЩЕСТВА, ИЛИ ГОЛОДНОЕ ВРЕМЯ
(СПб.: Амфора. 2002)
Читается бы-
стро, с посто-
янным дет-
ским зудом:
что же дальше
и чем же
сердце успо-
коится в конце
концов? Пи-
терский дра-
матург Носов
закручивает
веселенький и
жутковатый
триллер на
фоне недавнего нашего прошлого: всеоб-
щего безумия, или, если угодно, первона-
чального накопления ранних 90-х. Если бы
Дэвид Линч захотел снять что-нибудь тре-
вожное про путешествие из Ленинграда в
Санкт-Петербург, лучшей истории он бы не
нашел. Клуб книголюбов, околдовавших
героя, оказывается клубом всемогущих ве-
гетарианцев, потом - клубом людоедов,
потом - клубом служителей подземной пе-
щеры в центре города и, наконец, оборачи-
вается еще чем-то, вообще не имеющим
названия в человеческой речи. Пружина
сжимается, и сердце так и не успокаивается
ничем. Незлобивый герой, достоевский
ЧЛЕН ОБЩЕСТВА. ИЛИ
ГОЛОДНОЕ
-
ВРЕМЯ
" .
«Идиот» наших дней, проходит все мута-
ции, чтобы понять все. То, что началось как
лукавый фарс, бесконечно продолжается
как декадентский детектив. А читатель, ос-
торожно закрыв книгу, нехорошо загляды-
вает всем в лица, силясь решить: те ли они,
за кого себя выдают?
• • • • •
ВИКТОР ПИВОВАРОВ
ВЛЮБЛЕННЫЙ АГЕНТ (М.: Новое литера-
турное обозрение, 2001)
Пивоваров - классик так называемого кон-
цептуализма, о чем можно догадаться по
обложке с паспортным фото автора, укра-
шенным допол-
нительным гла-
зом над перено-
сицей. Модерни-
стом себя счи-
тал, но упаси
господь, не уча-
ствовал ни в чем
диссидентском,
вроде бульдо-
зерных выста-
вок, а потому от
властей не страдал. Он же крестный папа
таких персон, как Пепперштейн и Ануфриев
с их вечно переписываемой «Мифогенной
Любовью». Уехал в Прагу еще в брежнев-
ское время, но связи с родиной не потерял,
тем более что его пражская мастерская пре-
вратилась в посольство российского андер-
граунда всех поколений и стилей. Как это
все получилось, он и пишет в своем «Аген-
те». Для художника главное - его картины,
инсталляции, выставки. Вокруг этого и ор-
ганизована сия автобиография на фоне па-
раллельной культуры. Если вас интересует
неофициальное искусство, от писателя Ма-
млеева до художника Кабакова, то пивова-
ровские мемуары ничем не заменишь. Ино-
гда кажется, что уже совсем нету таких лю-
дей с их бесконечными «ирочками-лидоч-
ками», «пашами-алешами», «шаломами-
хеломами», еврейской пасхой, дружбой с
престижными иностранцами из посольств и
зачарованностью всем антисоветским. Но
откроешь книжку, и вот они живы-здоровы,
пьют свой портвейн под своим черным квад-
ратом.
• • И «
ЛЮСЬЕН МЮССЕ
ВАРВАРСКИЕ НАШЕСТВИЯ НА ЕВРОПУ:
ВТОРАЯ ВОЛНА (СПб. Евразия. 2001)
Главный вывод, который можно сделать,
прочитав труд г-на Мюссе, это то, что
под луной ничто, пардон, не ново. И этим
отчасти можно утешаться. Все, все было в
старой Европе, не было только мира и по-
коя. Впрочем, мир и покой тоже были, но
недолго, по словам Мюссе, всего-то 100
лет, начиная где-то с 711 года от P. X. В
этой связи Мюссе делает любопытное за-
мечание. которое стоит процитировать:
«...при Людовике Благочестивом (814 -
840 гг. от Р.Х.) франкская аристократия в
своих неосуществимых мечтах о братском
согласии, христианской солидарности и
чуть ли не разору-
жении дала за-
стигнуть себя
врасплох. Отсюда
размах катастро-
фы, которая была
в равной мере ин-
теллектуальной и
политической.
..»
И понеслось : ара-
бы, викинги, а
propos, наши
предки - славяне, сарацины, болгары, черт
знает что.
.. За что лично я люблю науч-
ную литературу - всегда, всегда узнаешь
много нового. Ну могли ли вы, например,
предполагать, что венгры, крошечные, ти-
хие венгры каких-нибудь 11-12 веков на-
зад наводили ужас на всю Европу и счита-
лись там опасностью почище монголов?
Этот же факт, кстати, настраивает на ф и-
лософский лад: грозные завоеватели пре-
вращаются в тихих производителей недо-
рогого вина. Вообще, по мысли Мюссе,
результатом этих самых варварских наше-
ствий стало
образование так называемо-
го второго пояса христианских госу-
дарств: вышеупомянутой Венгрии, Польши
и Норвегии.
.. Так что еще раз спокойст-
вие, только спокойствие - как говорится,
нет худа без добра.
• • • И
Слава Сергеев
ДМИТРИЙ ВОЛЧЕК
ДЕВЯНОСТО ТРИ! (Тверь: K0L0NNA
Publications, 2001)
Авантюрный и донельзя поэтический текст
ветерана литера-
турного андергра-
унда, который при
желании можно
считать импресси-
онистским рома-
ном, переполнен
кроулианской ма-
гией, исторической
конспирологией и
садистским порно. Секрет поведения и
эмоций главных героев в упорном строи-
тельстве Храма Невинных Душ, в попытке
опустить лезвие моста, ведущего через
пропасть прямо к «элементарному коро-
лю», в поисках серебряной книги, напи-
санной ангелами во время чудовищных му-
чений жертв похотливого расчленителя, но
это не главное. Главное - не имеющий по-
ка в нашей литературе аналогов захватыва-
ющий язык Волчека, который трудно с
чем-нибудь перепутать. При чтении вспо-
минается разве что знаменитая «радио-
трансильвания» Гарика Осипова, но устные
монологи - это совсем другой жанр.
шорт-лист
АЛЕКСАНДР ГЕНИС
ТРИКОТАЖ (Издательство Ива-
на Лимбаха. 2002)
Генис, к которому мы привык-
ли в паре с Вайлем, в одиночку
попытался составить книгу, ко-
торая, с одной стороны, была
бы связными воспоминаниями
лирического героя, а с другой -
без остатка распадалась бы на
парадоксальные афоризмы. И
это ему неплохо удалось, отто-
го-то, из-за неумеренной
плотности, короткая книга так
долго и нелегко читается.
• • • • •
БРАЙАН БОЙД
ВЛАДИМИР НАБОКОВ (М.: Из-
дательство Независимая Газе-
та, СПб.: Издательство Симпо-
зуим. 2001)
Наиболее полная и солидная,
но отнюдь не скучная биогра-
фия главного российского ли-
тературного эстета, написанная
его приятелем и поклонником.
Читать порой не менее увлека-
тельно, чем сами романы клас-
сика. Да и очень полезно для
более искушенного понимания
этих самых романов.
АНДРЕЙ ЛЕВКИН
ГОЛЕМ. РУССКАЯ ВЕРСИЯ (М.:
Олма-пресс. 2002)
В оригинальной еврейской
версии раввин оживил куклу,
положив ей в рот имя бога, и
она наломала дров, потом был
Франкенштейн, восставшие ро-
боты и т.д. Голем Левкина в
сложных отношениях дружбы-
вражды с современными по-
литтехнологами. Кому еще об
этом писать, как не Андрею,
известному также и в качестве
политического аналитика.
ТАМ А ЯНОВИЦ
НА ПРИБРЕЖЬЕ ГИТЧИ-ГЮМИ
(М.: Иностранка. 2001)
Роман модной нью-йоркской
писательницы о странствиях
безумного американского се-
мейства в трейлере по дорогам
страдающей политкорректно-
стью и ожирением Америки.
«Beavis and Butthead do
America», только бивисов штук
так восемь и они в основном
женского пола. Предсказуемо
смешно и однообразно - книга
для ненапряженного чтения.
• • • И
Книги предоставлены Специальным Книжным Центром, ул. Черняховского, 4а, м. Аэропорт. Тел. 151 87 06
ОМ 62/04/2002
35 ►►
предыдущая страница 29 ОМ 2002 04 читать онлайн следующая страница 31 ОМ 2002 04 читать онлайн Домой Выключить/включить текст