барометр
Кино
Вадим Рутковский, за исключением специально указанных
Это наша девочка!
Товарищи! Дорогие мои товарищи! Доро
гие. дорогие, дорогие мои товарищи! В
настоящий момент ваш обозреватель в
третий раз пересматривает гениальный
фильм Киры Муратовой, заливая клавиа-
туру слезами счастья и смеха; интересно,
«ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЛЮДИ»
Украина. 2001.
Режиссер - Кира Муратова.
В ролях; Наталья Бузько,
Филипп Панов, Сергей Четвертаков,
Жан Даниэль
возможно ли короткое замыкание? «Вто-
ростепенные люди» не поддаются холод-
ному скальпелю ума, они напрочь отклю-
чают рацио, захватывают дух, вызывают
истерический хохот и повергают в состоя-
ние абсолютного блаженства. Я не хочу и
не могу пересказать эту картину, я не в
силах воспроизвести на бумаге уникаль-
ные интонации муратовских чудиков. «Как
преагония? Вы мне четко сказали; кома,
откуда же взялась преагония?» Вам пле-
вать? А мне плевать, что вам плевать.
Кира Георгиевна - самый раскованный,
вый врач, только что засвидетельствовав-
ший смерть пациентки. Работница мест-
ного почтового отделения (восхититель-
ная экс-участница комик-труппы «Мас-
ки» Наталья Бузько) чуть ли не силком -
«ну вы же мужчина, вы появитесь - он
сразу притихнет, скотина такая» - зата-
щила бедолагу в дом, урезонить мужа-
буяна. Доктор мужа по оплошности толк-
нул, тот возьми да и свались мертвым.
Жена тело 8 чемодан упаковала и при со-
действии влюбленного юноши Миши
(Филипп Панов) пошла прятать труп в ка-
Ни о какой коме не может быть и речи!
свободный и искренний режиссер из всех,
когда-либо живших на планете Земля.
Она одна-единственная даже в былые го-
ды цензуры и госконтроля позволяла себе
любые капризы и вольности, не шла на
малейшие компромиссы - в истории со-
ветского кино нет аналогов ее поступка,
когда, возмущенная редакторским произ-
волом, Муратова сняла свое имя в титрах
фильма «Среди серых камней», заменив
его элиасом «Иван Сидоров». «Второсте-
пенных людей» можно было бы счесть
послесловием к апокалиптическим «Трем
историям», если бы не их светлейший оп-
тимизм. Автор почти невыносимого «Ас-
тенического синдрома» настроена на ма-
жорный лад - несмотря на весьма чер-
ненький сюжет. Шел по городу участко-
меру хранения. А Мишенька оказался по-
стояльцем местного дурдома, он погулять
вышел и, даром что влюбленный, умык-
нул номерок от камеры хранения. Воде-
вильная карусель приключений с трупом
заканчивается ко всеобщему удовольст-
вию. «Ни о какой коме не может быть и
речи!» На финальном спиче Мишеньки
(«я собираю разное - конверты, марки,
этикетки, открытки, билеты в кино, пуго-
вицы, монеты, календарики.
..») ваш автор
окончательно потерял способность мыс-
лить здраво, испытав полную идентифи-
кацию с персонажем. «Это наш мальчик!»
- кричали, увидев Мишу, миляги-санита-
ры. А Кира Муратова - наша девочка, и
кино ее - первостепенной важности!
+
«ВЛЮБЛЕННАЯ КВИНИ» / Queenie in Love
США. 2001. Режиссер - Амос Коллек. В ро-
лях: Виктор Арго, Валери Геттнер
Где-то мы это уже видели: толпы одино-
ких белых девушек, пенсионеров, психо-
аналитиков, садомазохистов и начинаю-
щих актрис бродят по Нью-Йорку. И все
что им нужно - это любовь. Но общение
дается с трудом, потому что они все
страшно независимые и закомплексован-
ные. А когда девочка-скандал полюбит
копа на пенсии и он полюбит ее. им при-
дется весь фильм шарахаться друг от дру-
га: она отпугивает его то своей цветущей
молодостью, то поминутными звонками
психоаналитику, то искусственным фалло-
сом, который шутки ради прицепила на
первое интимное свидание. Но будет и на
их 42-й улице праздник: Амос Коллек
(«Еда и женщины на скорую руку»), хоро-
шо изучил творчество своего кумира Вуди
Аллена и научился делать домашнее, ще-
мяще-трогательно-забавное кино.
• • • • •
Оксана ВАСИНА
«КОМНАТА СТРАХА» / Panic Room
США. 2002. Режиссер - Дэвид Финчер. В
ролях: Джоди Фостер. Форест Уайтэкер,
Джаред Лето
После глобальной фиги в кармане под на-
званием «Бойцовский клуб», принятой
публикой за чистейшую монету, от Финче-
ра ждешь очередного подвоха. Кто ищет
тот найдет.
.. но, похоже, Дэвид снял про-
сто Фильм. Это не может не радовать.
Джоди Фостер играет, по сути, саму себя -
деловую женщину с ребенком. Место дей-
!
ствия очередной сказки темной стороны -
конструкция из семи тонн бетона и двух
миль кабелей, соединяющих 16 камер сле-
жения с восемью мониторами. Герметич-
ный хай-тек гроб, убежище от всех и вся,
выстроен сумасбродным миллионером.
Троица грабителей берет дом на абордаж -
экс-жена владельца с дочерью скрываются
в комнате. И начинается обычное финче-
ровское параноидально-мрачное действо.
Его камерность разбавлена операторскими
изысками. Если вы фэн режиссера - оце-
ните фильм в общем контексте творчества.
Хотите посмотреть просто хороший триллер
- запросто, хотите сводить девушку в кино
- да ради бога! В первых двух случаях удо-
вольствие гарантировано, в последнем.
..
Зависит от девушки.
• • • • •
Тихон КОРНЕВ
«САДИСТ» / Bully
США, 2001. Режиссер - Ларри Кларк. В ролях:
Брэд Ренфро. Биджу Филлипс. Ник Шталь
Источник вдохновения Ларри Кларка не
меняется - агрессивные, похотливые, сма-
хивающие на опасных и привлекательных
животных подростки. Реальный случай,
положенный в основу фильма, - убийство
школьниками своего однокашника-«сади-
ста» - повод для третьего по счету (после
«Деток» и «Еще одного дня в раю») упое-
ния миром угловатых тинов. Но мы любим
Кларка не только за это. Он документально
точен
в
фиксации жизни врасплох - не-
причесанной, грязной, настоящей. Он вне
«
2 8
ОМ 63/05/2002
предыдущая страница 21 ОМ 2002 05 читать онлайн следующая страница 23 ОМ 2002 05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст