мат и как вяло и невыразительно вы им
владеете. Во-вторых, появление такой кни-
ги - окончательное признание того обстоя-
тельства, что мат - неотъемлемая и равно-
правная часть нашего языка во всех его ви-
дах. И наконец, книга снабжена огромным
научным, но при этом легко доступным ап-
паратом, из которого вы узнаете много за-
нимательного -
например, по-
чему мужской
половой орган
упоминается в
русском мате
гораздо чаще
женского и кто,
собственно го-
воря, сожитель-
ствовал с вашей
матерью в из-
вестном ругательном выражении - вы, ваш
собеседник или некое третье лицо?
• • • • •
Илья Кормильцев
АЛЬФРЕД ЖАРРИ КОРОЛЬ УБЮ И ДРУГИЕ
ПРОИЗВЕДЕНИЯ (М.: БСГ, 2002)
Выходкам умершего сто лет назад фран-
цуза Жарри позавидовала бы иная рок-
звезда: пил эфир из рюмки, стрелял из пи-
столета по паукам, будучи от рождения
почти карли-
ком, построил
квартирку себе
под рост с со-
ответствующей
мебелью, куда
всем гостям
приходилось
вползать на ка-
рачках, как
Гулливеру в
Лилипутию
ПИТЕР ХЕГ СМИЛЛА И ЕЕ ЧУВСТВО СНЕГА
(СПб.: Symposium. 2002)
Еще одна книга для тех, кому мало
убойной и убогой голливудской
экранизации. Эстетский текст датского
отшельника Питера Хега написан от имени
датчанки с гренландским охотничьим
детством. Противопоставление «Дания -
Гренландия»
доводится в
романе до
крайности и
означает нечто
вроде «слепая
цивилизация -
всезнающая
природа». В
гренландском
леднике
прячется
странный, не
остывающий метеорит, убивающий тех,
кто к нему ныряет, личинками
неизлечимого паразита. Из Дании туда
отправляются алчные и самоуверенные
контрабандисты, мечтающие на метеорите
заработать. Всю дорогу, как 8
компьютерной игре, Смилла, выказывая
нордический характер, проникает туда,
куда нельзя, и шарит там, пока ее в
очередной раз не ловят. Городской
детектив превращается в морское
путешествие и затем в полярный ледяной
триллер. Как агент гренландской стихии
она мстит за своего земляка, заболевшего
и погибшего из-за их преступных опытов.
Впрочем, растущее напряжение сюжета не
мешает ей медитировать на разные
качества-оттенки-состояния снега и льда,
растворяться в музыке Брамса и делиться с
читателем массой сведений из северной
мифологии, навигации и истории.
• • • • •
РОБЕРТ А. УИЛСОН МАСКИ ИЛЛЮМИНА-
ТОВ (Киев: Янус. 2002)
Существуют ли оккультные силы зла, чер-
ная магия, незримые властители и тому
подобные тонкие материи? Об этом пишут
очень многие, в основном - с отталкиваю-
щей современного человека звериной
серьезностью. И только Уилсон способен
написать об
этом так, как
способен только
он один - с воз-
душной непри-
нужденностью,
ирландским
юмором и под-
купающей про-
стотой. Да еще
превратив при
этом все пове-
ствование в ис-
торический детектив и сделав его героями
Джойса, Эйнштейна, Кроули и даже госпо-
дина Ульянова (Ленина) вкупе с Лох-Нес-
ским чудовищем. Книги Уилсона - писате-
ля, философа, бывшего главного редакто-
ра «Плейбоя», друга Тимоти Лири и вооб-
ще удивительного человека - уникальные
учебники независимости ума и противо-
ядия от панацей, за которые хватаются лю-
ди слабые, - организованной религии, на-
ционализма, тоталитарных сект, чтения пе-
риодической прессы и прочих пакостей.
Эта книга тоже в полной мере обладает
традиционными уилсоновскими качества-
ми. К тому же, если она вам понравится, то
скучать вам в ближайшие годы не придет-
ся: «Маски иллюминатов» - только первая
вышедшая на русском языке часть много-
томной фантастико-философской эпопеи
про таинственных иллюминатов.
• • • • •
МАРК АЛМОНД ПОРОЧНАЯ ЖИЗНЬ: Авто-
биография (М.: Современная музыка. 2002)
Наконец-то нашлись энтузиасты, издавшие
на русском языке захватывающую автобио-
графию выдающегося певца. Это очень от-
кровенная, честная книга, в которой автор
беспощаден к себе. Калейдоскоп громких
имен, городов, скандалов, драк, оргий, гей-
клубов, драг-
дилеров, ганг-
стеров. круго-
верть блеска,
грязи и страсти.
Хроника непре-
кращающегося
краха, летопись
борьбы с собст-
венными демо-
нами. На протя-
жении 12 лет
Марк ежедневно
употреблял всевозможные наркотики и сно-
творные - непонятно, как он умудрился вы-
жить, да еще непрерывно работать. С одной
стороны, банальная, а с другой, странная
история нежного заикающегося мальчика из
неблагополучной семьи, который стал поп-
звездой с мировым именем, но навсегда со-
хранил привязанность к ночной жизни го-
родского дна и криминальным татуировкам.
Он был постоянной головной болью музы-
кальных чиновников и поэтому кочевал из
одной крупной рекорд-компании в другую,
перебрав их все и став наконец независи-
мым артистом. Из книги многое можно уз-
нать об изнанке «цивилизованного» шоу-
бизнеса, который по большому счету ничем
не лучше нашего, отечественного. Ну и само
собой разумеется, эта книга - интересней-
ший путеводитель по творчеству Марка Ал-
монда, незаменимый для каждого его фэна.
• • • • •
Илья Кормильцев
Андрей Бухарин
и т. д. и т. п.
Жарри почитали за прародителя дадаисты,
сюрреалисты, экспрессионисты, да и вооб-
ще весь авангард прошлого века. И даже
такой попсовый человек, как Пол Маккарт-
ни. видать, кое-что знал о Жарри, иначе не
ввернул бы в песенку «Maxwell's Silver
Hammer» науку патафизику, придуманную
в числе прочих словечек безумцем Альф-
редом. Теперь, читая Жарри, удивляешься,
как мало мы продвинулись за столетие -
многие его тексты, после небольшой ре-
дакции, показались бы написанными от
силы лет тридцать назад. Чернушная сати-
ра. ироническая фантастика, концептуаль-
ный стеб - дедушка наметил для внучат
все магистральные пути-дорожки. Впро-
чем, умер дедушка, как и полагается ге-
нию, молодым - в тридцать четыре года, а
на вопрос кюре «Что бы могло облегчить
ваши страдания?» ответил: «Зубочистка!»
Это были его последние слова.
• • • • •
шорт-лист
МАКС ФРАИ КНИГА ДЛЯ
ТАКИХ, КАК Я (СПб.: Амфора,
2002
)
Автопортрет известного, но вы-
мышленного писателя-фэнте-
зиста через его профессио-
нальные приемы, литературные,
музыкальные и киношные ув-
лечения, повлиявшие события и
характерные желания-воспоми-
нания. Все это собрано с самых
популярных сайтов последних
лет, где Фрай занимался акту-
альной журналистикой и само-
рекламой. Автопортрет в итоге
получился немного жеманный,
но не без самоиронии. Очень
подходит к тексту обложка:
иконописный Моррисон с жен-
скими руками-ногами.
• • • • •
КИРИЛЛ МЕДВЕДЕВ
ВСЕ ПЛОХО (М.: ОГИ, 2002)
Талантливый переводчик Чарль-
за Буковски пишет стихи, трога-
тельно похожие на стихи самого
Буковски. Правда, никто не до-
гадался бы, что это стихи, если
бы они были набраны в строчку,
а не в столбик. Тогда это был
бы просто дневник переводчика,
наблюдающего за жизнью, или
интервью с ним, в котором все
вопросы зачем-то стерты.
• • • • •
АНДРЕ НАТАФ
МЭТРЫ ОККУЛЬТИЗМА (СПб:
Академический проект, 2002)
На редкость трезвый и ясный
французский справочник по
всему герметическому, гности-
ческому, алхимическому и каб-
балистическому, а точнее по тем,
кто всем этим занимался, вклю-
чая компромат на великих прак-
тиков и совавших нос писателей.
Текст Натафа напрочь лишен
обычной в этом жанре много-
значительной мути. Прочитав.
Гарри Поттером, конечно, не
станешь, но какие-то недоразу-
мения, пожалуй, развеются.
• • • • •
БАЯН ШИРЯНОВ
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ СЕКСОПАТО-
ЛОГИЯ (М.: Зебра Е. 2002)
Предыдущий наркотический
роман Баяна наделал немало
шума натуралистическими
подробностями «низшего
пилотажа» - официальные
инстанции били тревогу, книгу
чуть ли не изымали из
магазинов. Новая же книга не
вызывает ничего, кроме
тошнотворной скуки.
Так сиро и убого писать о
сексуальных извращениях при
живом-то Сорокине просто
стыдно.
• • • • •
Илья Кормильцев
Книги предоставлены Специальным Книжным Центром, ул. Черняховского, 4а, м. Аэропорт. Тел. 151 87 06
ОМ 63/05/2002
II
31
►►
предыдущая страница 24 ОМ 2002 05 читать онлайн следующая страница 26 ОМ 2002 05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст