РЕПОРТАЖ
Взгляд
из-под
маски
СУБКОМАНДАНТЕ МАРКОС - САМЫЙ ИЗВЕСТНЫЙ СОВРЕМЕННЫЙ МЕКСИКАНЕЦ И МОЖЕТ В
ЭТОМ СМЫСЛЕ ПОСПОРИТЬ СО ЗВЕЗДАМИ ТЕЛЕСЕРИАЛОВ, ХОТЯ МАЛО КТО ЗНАЕТ ЕГО В
ЛИЦО. ВЗЯВШИСЬ НИОТКУДА И ОБЪЯВИВ ВОЙНУ ВСЕМУ МИРУ, ОН УМУДРЯЕТСЯ ЭТУ ВОЙНУ
ВЫИГРЫВАТЬ. СЕГОДНЯ ОН ЖИВАЯ ЛЕГЕНДА И ОБЩЕПРИЗНАННЫЙ СИМВОЛ
АНТИГЛОБАЛИЗМА. О ЛИДЕРЕ ИНДЕЙСКИХ ПАРТИЗАН ИЗ ШТАТА ЧИАПОС РАССКАЗЫВАЕТ
ЕГО РУССКИЙ ИЗДАТЕЛЬ АЛЕКСЕЙ ЦВЕТКОВ
артизаны-индейцы мексиканского Чиапоса называют его «Тата» -
предок, «батько» по-нашему, или «тятя» для детей, которых он лю-
бит, как и все революционеры, и много с ними возится у себя, в ла-
кандонских джунглях. Он никогда не снимает на людях «Пасамонтану»,
черную маску. Эта маска - лицо восстания потомков майя и зовут ее «суб-
команданте Маркос». Он говорит, что любой, надеваюший маску, беру-
щий оружие и выступивший против глобализма, становится субкомандан-
те Маркосом, где бы он ни находился и на каком бы языке ни думал. Ко-
нечно, если одевшему маску нравится это имя.
индейская стратегия и поэзия
В любой латиноамериканской стране есть «лесные братья» и подпольщи-
ки, сражающиеся с властями и верящие в какое-нибудь светлое будущее,
почему же именно Маркос стал для всего мира новым, антиглобалистским
Че Геварой? Во-первых, он объявил войну не местным властям, а более
серьезной инстанции - транснациональным компаниям, планирующим
«освоить» индейские земли, нефть и кофе. Вторая причина модности Мар-
коса: он - Поэт, с большой, как вы уже заметили, буквы. Поэт в том же
смысле, что и Маяковский, Маринетти, Д’Аннунцио, председатель Мао.
Поэт как посредник, медиатор между нами и майя, между этническим
прошлым и технотронным будущим, между вездесущей системой и всегда
возможным восстанием. Роль такого посредника устраивает его больше,
чем любая другая, поэтому он очень сердится, когда о нем пишут «вождь»,
«лидер» или «полевой командир». Эти две особенности: планетарный раз-
мах мышления и литературное мастерство изложения - надолго обеспечи-
ли Маркосу международную харизму.
В Европе его книги издает «Фонд Джона Леннона», видимо, в память о
братаниях очкастого пацифиста с новыми левыми, Черными Пантерами и
знаменитой ИРА в 71-м году, тем более что в текстах Маркоса весь пафос
борьбы против империалистических хищников и наймитов вытекает из
совершенно фантастического чиапасского фольклора, песен, сказов и
притч, а также из снов, видений и интуиций самого «Тата» и его ближай-
ших сподвижников. На вопрос о возрасте он отвечает:
«Мне 518 лет».
На
а
6 6 и ОМ 63/05/2002
предыдущая страница 54 ОМ 2002 05 читать онлайн следующая страница 56 ОМ 2002 05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст