Субкоманданте «пиарил» свою революцию
по-взрослому: кроме боевых сводок и
героических фото он с первого же дня
восстания атаковал через интернет весь мир
своими стихами, мыслями о Сервантесе,
Кортасаре и Шекспире
мексиканским углом и упоминался только в местной литературе, опять же
как глухой и безнадежный угол, прячущий в непроходимой зелени древ-
нейшие пирамиды и храмы.
Попыхивая любимой трубкой, батько Маркос любит порассуждать о том,
что время в мире страшных буржуинов, собирающих золотой мед в офис-
ных сотах, поделено на мельчайшие и точные отрезки, заранее учтенные и
проданные, тогда как гораздо достойнее и полезнее измерять его с помо-
щью бегущего из склянки в склянку песка и мыслить мгновениями и эпо-
хами, а не часами и днями. За это «песочное», сапатистское время он на-
вербовал себе столько поклонников, сколько, наверное, никогда и не рас-
считывал. В недавнем и сугубо мирном марше сапатистов на Мехико, кро-
ме самого Маркоса, участвовали: Оливер Стоун, естественно, все это сни-
мавший, вдова французского президента Миттерана, редактор «Монд Ди-
пломатик» Игнасио Рамоне, мощнейший левый философ Реже Дебре, Но-
белевский лауреат Хосе Сараманго, пара депутатов Европарламента, зна-
менитый защитник французского сыра Жозе Бове и другие антиглобали-
стские лидеры со всего света. А в самом Мехико, кроме полумиллионной
толпы фэнов, партизана встречала делегация писателей, возглавляемая
Габриелем Гарсиа Маркесом. Не снимая маски, субкоманданте выступил в
у
Сергей Эйзенштейн
«Эйзенштейн после провала в Холливуде обосновался в Мексике, где возгла-
вляет производство картин на испанском языке. Мексиканская кинематогра-
фия поставила себе задачей борьбу с американскими фильмами на испанском
языке. Мексиканские студии объединяются в свой национальный Холливуд».
Такая новость украшала передовицы советских газет 1931 года. Действитель-
но, «золотая клетка» американской студийной системы оказалась тесна Эй-
зенштейну, и он последовал совету документалиста Роберта Флаэрти и уехал в
соседнюю страну, прибежище мятежников и бунтарей. Плодом бегства певца
Октября, случившегося в декабре 1930 года, стал незавершенный фильм «Да
здравствует Мексика».
Замах русского режиссера поражал воображение: Эй-
зенштейн намеревался создать многочасовую киноэпопею о прошлом и насто-
ящем великой земли, рассказать о Мексике «доколумбовой», Мексике «испан-
ской», Мексике времен диктатора Диаса и, наконец, о Мексике освобожденной.
Витальная сила раскованной страны (а также «
сверкающие черные глаза и
белые зубы
» аборигенов) будоражили режиссера, вдохновляли на образы не-
дюжинной эротической силы. В силу разных причин съемки остановились.
Проблемы возникли с самого начала. Эйзенштейн создал несколько вариантов
сценария. Первый должен был понравиться американским продюсерам, второй
- мексиканской администрации, пусть и относительно лояльной к Советам (Ме-
ксика, кстати, оказалась един-
ственной латиноамериканской
страной, поддержавшей СССР
во время Великой отечествен-
ной), но все же озабоченной
возможной «коммунистиче-
ской пропагандой». Третий,
русскоязычный, вариант был
создан уже после возвраще-
ния на родину. Американец
Хантер Кимбро считал себя
вполне уполномоченным дик-
товать Эйзенштейну условия.
Результат известен. Эйзен-
штейн по личному приказу
Сталина вернулся в Москву, не
увидев материала; в течение долгих лет 75 тыс. метров пленки хранились в
Америке. Не желавший окончательно распрощаться с потраченными деньгами
продюсер пригласил в 1933 году монтажера компании «Метро Голдвин Майер»
Сола Лессера, и тот превратил одну из эйзенштейновских новелл в «
Бурю над
Мексикой
», расцененную режиссером как «пародия на оригинальный замы-
сел». Мексиканские сцены, запечатленные камерой Эдуарда Тиссэ, часто ис-
пользовались американцами в качестве «атмосферных вставок». В 1957 году
киновед Джей Лейда смонтировал из переданных в нью-йоркский Музей сов-
ременного искусства кадров учебный фильм. Есть и версия англичанки Мэри
Синтон, следовавшей плану Эйзенштейна. Только в 1979-м вскормленный Эй-
зенштейном советский комедиограф Григорий Александров выпустил свою по-
луторачасовую картину из отснятых учителем 10 часов экранного времени. В
прологе можно узнать о памятниках архитектуры Юкатана. Затем следуют но-
веллы «Сандунга», реконструирующая древнюю Мексику, и «Магей» с незабы-
ваемыми кадрами обнаженных мальчиков, зарытых по горло в землю. По ста-
тистическим данным, в Советском Союзе фильм посмотрело почти 2 млн. зри-
телей.
63/05/2002
69 ►►
предыдущая страница 57 ОМ 2002 05 читать онлайн следующая страница 59 ОМ 2002 05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст