Азбука
нонконформизма
ИДТИ ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ, НАНОСИТЬ ПОЩЕЧИНЫ ОБЩЕСТВЕННОМУ ВКУСУ, ДЕЛАТЬ
НАОБОРОТНЫЕ ВЕЩИ, КОРОЧЕ, БЫТЬ НОНКОНФОРМИСТОМ - УДЕЛ СМЕЛЬЧАКОВ. ПЕРВЫЙ
ШАГ НА ЭТОМ ПУТИ - КАРМАННЫЙ СЛОВАРЬ САМЫХ ГРОМКИХ ПЕРСОН И ЯВЛЕНИЙ
Текст
) Игорь Компанией, Майк Лобов, Вадим Рутковский, Алексей Цветков
П
W ^ /нтиглобализм
Модное ощущение того, что расколотить мод-
ную витрину - моральный долг всякого модного
человека. Противники корпораций и унифика-
ции жизни - люди разные и по-разному себя на-
зывают, но в самом конце 90-х их стало уж
слишком много и пресса выдумала общее имя.
Любимые лозунги: «Мир не товар!» - «Ешьбога-
Они же «потерянное поколение» тех, чья зре-
лость пришлась на начало 50-х. Грезы праотца
битников Джека Керуака о «рюкзачной револю-
ции» («миллионы юных американцев с рюкза-
ками за спиной взбираются в горы, пишут стихи
и рождают ощущение вечной свободы у всех жи-
тых!» - «Капитализм - дерьмо!» Собираются
там, где больше всего финансистов и политиков,
и портят им всю малину. Антиглобалистской
столицей стал бразильский город Порту-Алегри,
там сотни групп ежегодно договариваются о сов-
местных целях и задачах. Не верится, но факт: в
антиглобалистских рядах шагают рядом обку-
ренные растаманы, начитанные неомарксисты,
неистовые феминистки, обиженные фермеры и
университетские преподы, вроде Джеймса Тоби-
на, угодившего в бунтари после предложения об-
ложить полупроцентным налогом все биржевые
спекуляции и решить за этот счет планетарные
проблемы с голодом, бездомностью и эпидемия-
ми. Часто ошибочно считают, что они вообще
против глобализации, хотя они против «глоба-
лизации сверху» по правилам, выгодным элите,
и за «глобализацию снизу» по правилам, выгод-
ным населению. Это самое население, правда,
бороться за себя не просило, зато в среде богемы
поддерживать возмутителей стало правилом хо-
рошего тона. Самый интеллектуальный подвид
- французские « Аттак», самые экстремальные
- «Черный Блок» и «Йа, Баста!», самый раскру-
ченный - «Глобальное действие людей».
« 7 6
ОМ 63/05/2002
вущих») породили идеологию хиппи. Начало
битничеству положило случившееся в середине
40-х знакомство начинающих писателей и поэ-
тов Керуака, Уильяма Берроуза и Аллена Гинз-
берга, чьи труды сформировали мировоззрение
прогрессивной молодежи. Сердце битнического
движения билось в Калифорнии, под солнцем
которой вызрели психоделический рок и «Заб-
риски Пойнт», в финале которого буржуазный
мир разлетался на тысячу кусков. В число бит-
ников входил и поэт из Сан-Франциско Лоуренс
Ферлингетти, держатель магазина правильных
книг «City Lights». Битничество было не столь-
ко литературным, сколько радикальным идео-
логическим движением, питавшимся идеями
Троцкого и русских анархистов и возвышавшим
голос как против традиционной морали, так и
против американской внешней политики. «До-
лой вашу власть, долой вашу религию, долой ва-
шу любовь!» Эпоха холодной войны, маккарти-
стской охоты на ведьм располагала к бунту про-
тив общества. Время развеяло битнические ил-
люзии, завершившиеся постановкой «хиппи-
стиля» на конвейер.
б
ренер и шурц
Дикая пара, составленная русским скандали-
стом-перформансистом Александром Бренером
и австрийской феминисткой Барбарой Шурц.
Боевое перо тандема настрочило несколько экс-
тремистских книг с говорящими названиями:
«Бздящие народы» и «Технологии сопротивле-
ния власти».
9
І^одар
Его фильм «На последнем дыхании» был равно-
значен очистительной крови, расцветившей уны-
лое полотнище экрана, уставшее транслировать
«папино кино». Годар заново открыл смысл ис-
тертых определений «политика» и «секс», «нау-
ка» и «религия», «жизнь» и «смерть», «муж-
ское» и «женское». Имя криминала Мишеля Пу-
акара стало нарицательным. Молодые революци-
онеры жестикулировали и курили, как Бельмон-
до-Пуакар. Пройдохе и убийце полицейского бы-
ло суждено стать настоящим романтическим Ге-
роем, а фильму - предвосхитить и во многом по-
ложить начало грядущей студенческой револю-
ции. Говорят, если бы генерал де Голль видел
фильмы Годара, бунты 1968-го не стали бы для
него сюрпризом. Все кино XX века делится на
кино до и после Годара. Которое десятилетие
подряд многоликий швейцарец, «тысяча и один
Годар», олицетворяет абсолютную свободу. Он
давно послал к чертям традиционную драматур-
предыдущая страница 64 ОМ 2002 05 читать онлайн следующая страница 66 ОМ 2002 05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст