СТОЛ СПРАВОК
гию. Ему нет дела ни до прессы, ни до «массового
зрителя». На его анархическую киновольницу
равняются творцы всех поколений и народов.
Без Годара не было бы ни Бернардо Бертолуччи,
ни Тарантино с Хэлом Хартли. Среди «постгода-
ровских» режиссеров - дикарь Лео Каракс, бал-
канский чудотворец Эмир Кустурица и русские
эпигоны - вроде петербуржца Евгения Иванова
или «параллелыциков», от некрореалистов 80-х
до Светланы Басковой.
Дадаисты стремились не творить ДРУГОЕ, а
публично расчленить и пустить по ветру
ВСЯКОЕ искусство. В 1916-м несколько ху-
дожников из разных стран, косивших от ар-
мии, открыли свой первый сезон в цюрих-
ском кабаре «Вольтер». Слово «дада» понра-
вилось им, потому что означало деревянную
лошадку - символ детского слабоумия. Хуго
Балль замедлял и убыстрял граммофонные
пластинки, так что может считаться первым
ди-джеем. Тристан Тцара и Рихард Хюльзен-
бек дрались балалайками, «Хор Дада» выхо-
дил на сцену обнаженный, с алыми и зелены-
ми бородами, и пел песни на несуществую-
щих языках. В соседнем доме жил эмигрант
Ульянов-Ленин и, говорят, часто захаживал
полюбопытствовать. Скоро дадаистские ша-
баши начались в Берлине, Париже и Нью-
Йорке. Публика собиралась в какую-нибудь
галерею, свет гас, с потолка лилась вода, и во
тьме под шумовую музыку начиналась драка
всех со всеми. Дадаисты издавали альмана-
хи, пропагандировавшие людоедство, терро-
ризм и отказ от школьного правописания.
Строили саморазрушающиеся машины, писа-
ли на картоне кусками мяса, срывали цер-
ковные службы и поджигали каменные ста-
туи, облив их керосином, но искусство убить
не удалось, и большинство дадаистов вли-
лись в него, основав сюрреализм. Гитлер час-
то называл дадаизм пределом дегенерации:
многие основатели закончили в концлагерях.
Дело дадаистов продолжают «Какофониче-
ское сообщество» и «Саботаж коммюни-
кейшн». В честь «дада» назвала себя элек-
тронная группа Cabaret Voltaire.
U
ндастриал
Самый бескомпромиссный музыкальный жанр,
официальной датой рождения которого считает-
ся 1976 год, когда агрессивные шумопроизводи-
тели из Throbbing Gristle основали в Лондоне
первый «индустриальный» рекорд-лейбл. Пери-
одически устраиваемые международные фести-
вали индустриальной музыки (в России их при-
станищем становятся интерьеры депрессивного
Петербурга) точно обозначаются «Сезонами чу-
довищ». Немецкий Genocide Organ, шведский
Deutsch Nepal, подмосковный Reutoff или авст-
рийский Der Blutharsch, детище Альбина Юли-
уса, соавтора альбомов Death in June, скандали-
зируют общественность музыкой и деяниями.
Так, Der Blutharsch пытались вместе с Бойдом
Райсом из NON похитить мозг Бенито Муссоли-
ни. Немецкоязычные индустриалыцики при-
числяют себя к «последней волне» и грезят пла-
менем тотальной войны.
и,
ндимедиа
После массовых беспорядков на саммите Всемир-
ной Торговой Организации в Сиэтле антиглоба-
листы были так потрясены позорными коммен-
тариями прессы, что решили создать собствен-
ные СМИ. Так в 1999-м возникли Индимедиа -
около ста сайтов почти на всех языках мира, объ-
единенных единым банком информации. Сейчас
в разных странах выходит множество бумажных
версий. Корреспондентом может стать любой до-
броволец. Никакой официальной редакции, го-
нораров и запретов. Черные палатки с большой
белой буквой «1» теперь можно видеть на любой
антиглобалистской тусовке. Индимедиа анализи-
руют плюсы и минусы последних сражений, де-
лятся опытом, сообщают о грядущих битвах,
предлагают лозунги и речевки, подсчитывают
все грехи корпораций и полиции, а также рекла-
мируют героев протеста, угодивших на этой не-
деле за решетку. В общем, «пропагандируют и
организуют». В 2001-м открылась русская вер-
сия сайта.
и
^ С ф о к е з
Стрижка, ставшая символом
панк-движения. Внесенная уча-
стниками группы Exploited мода
на ирокезы вызвала бурю негативных
эмоций со стороны истеблишмента и стала са-
мым простым способом демонстрировать пре-
зрение к безликому обывателю. Ирокез нельзя
растить и укладывать - его можно только «ста-
вить». Обязательно пивом. «Стань похож на
динозавра, стань одним из могикан» - так попу-
ляризировала ирокез одна из питерских панк-
групп начала 90-х.
К
Ьн-бендит ДЭНИЭЛЬ
Изучая гуманитарные науки в Сорбонне, рыжий
мальчик из хорошей еврейской семьи понял: по-
ра устроить всем буржуям последний день Пом-
пеи. И стал вождем студенческого бунта мая
1968-го. Возглавлял шествия, на площадях при-
зывал к сексуальной и психоделической револю-
ции, а в захваченном студентами кинотеатре
«Одеон» рисовал прямо на экране, как и где
удобнее строить баррикады. Вся эта буза кончи-
лась жестким подавлением и всеобщей забастов-
кой, а для зачинщика - высылкой из страны.
«Кон-Бендита на нары!» - несли огромный ло-
зунг перепуганные домохозяйки. В Германии он
стал настоящей телезвездой, продолжал теоре-
тизировать и выбился в видные функционеры и
депутаты от партии зеленых. То есть прожил со
всех точек зрения удачную жизнь.
^ ^ /у ф и я
\
Бесконечная война между Из-
раилем и арабами давно созда-
ла геройский образ палестин-
ского партизана, главный атри-
бут которого - куфия, он же
«арафатка» или «палестинский
платок» с характерными кис-
точками. Сначала символ был
национальный: Ясер Арафат выступал в нем пе-
ред ООН, а террористы-камикадзе давали ин-
тервью, замотав им лицо, но в конце 70-х евро-
пейские радикалы стали носить куфию по-сво-
ему: на шее, в знак солидарности с арабскими
боевиками. Изначально платок имел повседнев-
ный черно-белый и выходной красно-белый ва-
рианты. Но благодаря европейским автономам-
сквотерам в моду вошли зеленые, сиреневые,
коричневые и даже светящиеся платки. Теперь
их делают в Европе из синтетики, потому что
натуральных палестинских на всех не хватает.
ОМ 63/05/2002
II
77 »
предыдущая страница 65 ОМ 2002 05 читать онлайн следующая страница 67 ОМ 2002 05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст