взаимосвязаны. Конечно, доходит и до маниа-
кальности -
например, никогда не могу поз-
волить себе, как бы я ни устала, пройти в гряз-
ной обуви по полу. Не могу приглашать к себе
домой друзей - сердце кровью обливается, ко-
гда вижу, как их руки оставили грязные следы
на мыле, накапали кружками мыльной пены
на идеально вымытый пол, скомкали накрах-
маленное полотенце, оставив его перекошен-
ным, а не таким, как я люблю, - висящим иде-
ально ровно. Так что.
.. Микробам
-
нет.
Safeguard’у - да.
фобия 5
вирус вторичности
Катя и ее дежа вю:
Заветная
мечта придумать что-то совсем но-
вое, неожиданное, чего еще никто, никто нико-
гда не видел (не слышал, не читал, не пробо-
вал, не надевал, не брал в руки, не нюхал, не
сходил бы с ума в самом деле), с каждым днем
все больше и больше терпит крах. Все, что я де-
лаю, - вторично. Даже если мне кажется, что я
придумала что-то новое, - оказыва-
ется, что я все равно за кем-то по-
вторяю. Я схожу с ума из-за то-
го, что не в моих силах пере-
вернуть этот мир - и я навсе-
гда останусь лишь одной из
посредственностей, его засе-
ляющих. В последнее время
в нем бесконечно переигры-
ваются старые сюжеты, варь-
ируются старые схемы, пере-
певаются старые песни, перепи-
сываются старые сценарии. Мода
на римейки, сиквелы, ремиксы и ин-
терпретации - вы сами знаете. И все равно
фраза: «Где-то я это уже слышал.
..» - звучит
приговором моим амбициям. Это самое ужас-
ное, что можно услышать о собственном.
..
ммм.
.. творчестве. В современном
обществе
вообще стоит осторожно говорить об ориги-
нальности. Вирус вторичности поразил нас
еще в 60-х, когда ученый
от искусства, от-
крывший это заболевание, имел достаточно
сообразительности или наглости для того, что-
бы сделать на нем карьеру. Энди Уорхол бес-
конечно тиражировал эрзацы, глумясь над
этим миром, и возвел в абсолют бесконечное
сэмплирование и повторение. В конце концов,
это и стало самым популярным образом мысли
и жизни. Люди назвали это постмодернизмом
и - успокоились. Чистых идей, а сле-
довательно, и чистых продуктов
творчества не существует, утвер-
ждают постмодернисты. Одни
претворяют в жизнь идеи дру-
гих и даже не задумываются,
кто же был их автором. Все
так или иначе получается
синтезированным, заимство-
ванным из одних и тех же ис-
точников. Но мне не нравится
эта позиция. Я не хочу верить,
что мы беспомощны. Мой страх по-
стоянно со мной, и он оборачивается
постоянным самоконтролем, самокопанием. В
принципе, это не так уж и плохо. Но все равно
страшно.
фобия 6
тотальный
и pgrade
Андрей и его новинки:
Постоянно необходимый апгрейд -
одно из главных условий выживания в
мегаполисе. Я имею в виду не только компь-
ютер, хотя и его тоже, как главное существо
среди подлежащих обновлению. Например,
\Vindows 98 мало чем отличается от \¥іпбо\уз
2000, за исключением того, что за 2000-й надо
просто доплачивать лишних X долларов. Но я
его исправно установил. Потому только,
что он - 2000-й. Все остальные по-
ступают также, потому что хотят
^0)00^ ЧТО
«соответствовать». Быть не про-
сто быстрыми, а суперскорост-
ными, самой последней комп-
лектации. То же самое проис-
ходит и с шампунями, и с
прокладками, и с телевизора-
ми, и с мобильными телефо-
нами, и даже с продуктами пи-
тания. Нам требуется не просто
шампунь, а шампунь с суперно-
выми разработками, не просто про-
кладки, а из новейшего супертехноло-
гичного материала, не просто телевизор, а
биотелевизор, да еще и с суперплазменным эк-
раном, не просто йогурт, а йогурт с живыми
бактериями и .
.. как это .
.. биоэнергетически-
ми ресурсами! Есть люди, которые каждый ме-
сяц меняют модель своего сотового только по-
тому, что это - «последний писк». И попробуй
не соответствовать этому писку или требова-
ниям то ли моды, то ли рекламы, то ли еще бог
знает чего. Засмеют. Но такая требователь-
ность мне даже нравится. Мне нравится этот
ритм. Единственное, чего я боюсь на самом де-
ле, так это того, что завтра у меня не будет но-
вой программы, с которой кто-то из моих дру-
зей уже сегодня научится делать невероятные
вещи.
.. А еще боюсь, что полетит мой жесткий
диск или грохнется винчестер. Тогда я просто
умру. В моем компьютере сейчас - целых во-
семь лет моей жизни. Я умру без него. Этого и
боюсь.
фобия 7
только не тишина!
Антон и его звуки:
В доме моем куча пластинок. В последнее вре-
мя особенно нравится этно, причем этно юж-
но -ямайское. Есть и тувинские записи,
и сибирские бормотания шаманов,
и даже индийские мантры шиваи-
стов. Естественно, я не слушаю
их постоянно, еще и индастри-
ал люблю,
и техно, а еще
итальянскую эстраду 80-х -
дико прикольные записи. На-
верное, я меломан. Собираю
библиотеку звуков.
Но мою
жизнь украшает не только му-
зыка из моей личной коллекции.
Меня ежедневно окружает ди-джей-
ский сет какого-то мегаполисного вер-
ховного божка. Или какофония большого го-
рода, можно так назвать. Она превратилась в
каждодневную необходимость. Радио, теле-
полетит мои
жесткий диск или
грохнется
винчестер. Тогда я
просто умру
визор, шум лифта, льющейся
воды и скрежет работающего
неподалеку асфальтоукладчи-
ка, ругающихся соседей и писк
пролетающих мимо окна жирных
дряблых птиц, шарканье многих пар
ног в подземном переходе.
..
Каждый день горожанин включает радио, в
машине слушает компакт-диск (в метро наде-
вает наушники), на работе его преследуют чу-
жие разговоры, аккуратное постукивание
принтера, телефонные звонки и подслушан-
ные пересуды коллег. По дороге обратно -
та же схема, в кофейнях - приглашен-
ные диджеи, в ресторанах - ком-
пиляция из пищеварительных
мелодий. «Макдоналдс» и тот
потчует звуковыми блюдами,
на слух такими же пластико-
выми, как и еда. Наверное, я
уже не смог бы существовать
вне моего шумового простран-
ства. Иногда мне бывает страш-
но, что я проснусь однажды, а
вокруг - ни одного приспособле-
ния для извлечения низко- и высоко-
частотных величин.
Не мыслю свою
жизнь без звуков. Меня пугает тишина.
фобия 8
нет - влиянию социума!
Руслан и его нонконформизм:
Моя боязнь социальной адаптации - это страх
перед
фиксированной
уверенностью в завт-
рашнем дне в самом худшем его проявлении.
Когда точно знаешь, что будет завтра. Когда
уверен, что любая неожидан-
ность, если с ней и придется
столкнуться,
все равно
так или иначе будет свя-
зана
с компьютером
или с новой работой.
Когда хорошо представ-
ляешь, сколько сил и
времени тебе понадобит-
ся для достижения вер-
шины схемы: менеджер -
старший менеджер - адми-
нистратор - босс. Все слишком
понятно и просчитанно. Мне скучно. Я боюсь
рутины и социума, прекрасно себя в ней чувст-
вующего. Я не хочу расплачиваться своей сво-
бодой и ненужными денежными тратами за
поддержание утопического социального ста-
туса, хочу сам распоряжаться своим временем
и своей энергией, сам решать, на чем я буду ез-
дить и во что одеваться. Почему я должен по-
купать машину только потому, что в уважае-
мой корпорации никто, даже дизайнеры, на
метро не ездят? Почему я должен платить сво-
им настроением за прибавку к зарплате, кото-
рую дадут, только если я прогнусь под началь-
ником? Думаю, что страх современного чело-
века
перед социальной адаптацией намного
темнее, чем страх шестидесятника, идиотски
уверенного в своей правоте. Тот кричал, что с
системой бороться возможно и нужно. В 90-х
уже стало ясно, что с системой бороться беспо-
лезно и глупо - от нее можно только отстра-
ниться. Или убежать. (§)
104
ОМ 63/05/2002
предыдущая страница 92 ОМ 2002 05 читать онлайн следующая страница 94 ОМ 2002 05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст