барометр
... / книги
Алексей Цветков, за исключением специально указанных
Ледяной молот
ЛЁД (М.: Ай Магдіпет, 2002)
Владимир Сорокин, как к нему не от-
носись, в особых рекомендациях не
нуждается: яркость его письма и вла-
дение русским языком во всех его
ипостасях - факт очевидный даже для
тех, кого от созданных им текстов по-
просту тошнит. Как это часто случает-
ся, и для поклонников, и для против-
ников автора «Голубого сала» и «Нор-
мы» то, как пишет Сорокин, во многом
затмило то, о чем он пишет. А пишет
он, как это ни странно на первый
взгляд, не о каннибализме и копрофа-
гии, а о Великой Русской Литературе.
А вернее, о своей любви/ненависти к
ней. Именно поэтому убийство сюжета
при помощи стиля - одна из главных
забот Сорокина в каждом его творе-
нии. И тем забавнее читать роман, в
котором терзаемый писателем «сия-
тельный труп» чуть было не одержи-
вает над ним победу. Да и то лишь по-
тому, что, перепугавшись страниц за
сорок до конца, что у него вышел не
то хороший сценарий фантастического
фильма, не то какая-то еще апокалип-
тическая антиутопия, автор поспешно
начинает удушать нежеланного Фран-
кенштейна при помощи своих ф ир-
менных методов. Связан ли столь от-
важный экскурс Сорокина на запрет-
ную попсовую территорию с затянув-
шимся молчанием второй Сциллы (или
Харибды?) современной российской
словесности г-на Пелевина, или же на
него повлиял флирт с кинематогра-
фом (сценарий лезет в «Льде» изо
всех щелей) - не суть важно. Важно
другое - ощущение того, что, справив-
шись с детскими комплексами и лож -
ной стыдливостью, Сорокин вполне
способен написать бестселлер не толь-
ко для взыскующей изысков элиты, но
и для более широкой публики. Захочет
ли он это сделать или предпочтет
пасть жертвой собственного кокетства
-д р у го й вопрос.
К..
^Д|
Илья Кормильцев
Пишет Сорокин, как это ни странно, не о
каннибализме и копрофагии, а о Великой
Русской Литературе
УИЛЬЯМ ГИБСОН, БРЮС СТЕРЛИНГ
МАШИНА РАЗЛИЧИЙ (Екатеринбург:
У-Фактория, 2002)
Не думаю, что
Гибсон нуж-
дается в пред-
ставлениях.
Что касается
Стерлинга, он
гуру и теоре-
тик хакеров и
просто энту-
зиастов «к и -
бертайм-гене-
рации», поми-
мо прочего
.......................
"**
'
ввел в обиход
ныне затасканное понятие «матрицы».
Вам никогда не хотелось переписать
учебник истории, переставив всё, как
вам нравится? Чтобы прибавить смысла
и красоты? Гибсон и Стерлинг позволи-
ли себе такое удовольствие, и результат,
как вирус, наверняка заразит многих.
Лорд Байрон возглавляет британское
государство, а его дочь Ада, феноме-
нальный математик и гений программи-
рования, совершенствует «разностные
машины». Уже в XIX веке все опутаны и
учтены тотальной системой, работаю-
щей от паровых котлов. В Лондоне рас-
стреливают восстание деклассирован-
ных элементов. Техас отделяется от
всего мира, в США происходит револю-
ция, о которой вы никогда не знали. В
итоге сама всеобщая система вычисле-
ний оказывается живым и разумным
монстром, наблюдающим всех нас
сквозь всевидящее и невидимое око.
Помимо прочего, «Машина» это еще и
детектив с проститутками-шпионками,
киллерами в черных плащах и бесцен-
ными перфокартами, замурованными в
гипсовом черепе музейного бронтозав-
ра. А как же та история, которую препо-
дают в школе? - спросите вы. Как все-
гда у киберпанков, она - всего лишь от-
редактированная версия, которую вам
впаривают как реальное прошлое.
• • • • •
РОБЕРТ ПИРСИГ
ДЗЕН И ИСКУССТВО УХОДА ЗА МОТО-
ЦИКЛОМ (М.: Симпозиум. 2002)
Едет компания на мотоциклах из Чикаго
в Сан-Франциско, все отдыхают, на-
слаждаются видами и свежим горным
воздухом, а один думу думает - о
смысле жизни и устройстве Вселенной,
разумеется. Используя в качестве на-
глядного примера для разъяснения
принципов гносеологии (науки о позна-
нии) уст-
ройство того
самого мо-
тоцикла, на
котором
едет. Прик-
лючения (не
считая по-
ломок це-
пей, регули-
ровки кла-
панов и рас-
предвала, а
также мел-
ких бытовых дискуссий о том, где па-
латку ставить) практически отсутствуют.
Увлекательно? На первый взгляд - ред-
костная занудь. Но литература несво-
дима к сюжету (кстати, даже в детекти-
вах). П и р с и г- бывший составитель
технической документации - сумел
ударить мотопробегом по ф и лософ -
скому бездорожью современного обы-
вателя, создав увлекательное и позна-
вательное чтение, полезнее десятка по-
пулярных книг по истории философии.
И, параллельно, напоминая нам, жите-
лям третьего тысячелетия, какой поис-
тине великой в духовном отношении
страной была Америка 60-х годов про-
шлого века и как заслуженно завоевала
она этим ту всемирную любовь, кото-
рую ныне столь бездарно растрачивает.
• • • • •
Илья Кормильцев
КЕН КИЗИ
ПЕСНЯ МОРЯКА
(СПб.: Амфора, 2002)
КЕН КИЗИ
Песня моряка
НЦМ II ЦСС11М
ИНН
Е Ш Ш
романа: первый давно экранизирован
Форманом, последний - «Песня моря-
ка» написан в конце 90-х и просится на
экран в жанре «северный вестерн». Та-
лант Кизи очевиден - это чувство точ-
ного литературного равновесия между
бытовым юмором, внутренним бредом и
авантюрным сюжетом, но главное:
пронзительная любовь ко всему, что
выжигает из нас своими удобрениями
дивный новый мир. Современная Аля-
ска выглядит в «Песне» заповедником
брутальных и романтических персона-
жей: криминальных авантюристов, се-
верных аборигенов, полубезумных про-
поведников и «контуженных большой
землей» приезжих. Джеклондоновская
обстановка, марктвеновский юмор.
• • • • •
ПАВЕЛ КРУСАНОВ
БОМ-БОМ (СПб.: Амфора. 2002)
Вопреки наде-
ждам многих
поклонников
«русского Па-
вича», новый
роман не пе-
рекрывает
«Укуса Ангела»
ни по забойно-
сти, ни по
стилю. Но чи-
тать Крусанова
по-прежнему
приятно и ин-
тересно. Хотя
местами сознание главного героя пере-
гружено ссылками на умных людей всех
времен и народов. Когда с неба сверга-
ли восставших ангелов, они провали-
лись ниже земли, оставив в коре отвер-
стия, невидимые «демонские башни»,
направленные вниз, т.е. норы, вроде
той, в которую угодила кэрролловская
Алиса. От этой идеи Рене Генона оттал-
кивается вся фабула. Кто найдет такое
отверстие и сунется, обязательно поста-
Талантливый
пионер амери-
канской психо-
делии и вооб-
ще тертый ка-
лач, Кен Кизи,
проживший
вторую часть
жизни на тихой
семейной фер-
ме и отдавший
Богу душу пол-
года назад, ос-
тавил нам три
Н
32 ||
ОМ 64/06/2002
предыдущая страница 26 ОМ 2002 06 читать онлайн следующая страница 28 ОМ 2002 06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст