вит на уши всю историю. Российская
нора издревле принадлежит роду На-
рушкиных, обязанных спускаться под
землю и звонить там в колокол. Все
грандиозные войны, смуты и револю-
ции от этого. Нынешний Нарушкин жи-
вет в Питере, тусуется с тамошней боге-
мой: Секацким, Левкиным, Митей Ша-
тиным, сочиняет для питерских банди-
тов «пацанский кодекс» на основе
древнеегипетских папирусов и под зем-
лю лезть не спешит, но от судьбы, т.е.
от авторского замысла, как известно, не
спрятаться. Крусанову всегда удавалась
барочная узорчатость речи, толково
придуманные исторические курьезы и
общая атмосфера мистического импе-
риализма. Например, странная строка
из Земфиры оказывается безотказным
заклинанием, снимающим маски с бе-
сов - хочется верить, что оно так. В по-
следней главе роман и история раздва-
иваются, как змеиный язык.
• • • • •
СУБКОМАНДАНТЕ МАРКОС
ДРУГАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (М.: Гилея, 2002)
Впервые на
русском ан-
тиглобалист-
ская надежда
наших дней и
лихой поле-
вой командир
мексиканских
индейцев-
партизан то-
варищ Мар-
кос расска-
зывает о бое-
вых буднях,
горных легендах, планах мировой оли-
гархии и жучке Дурито - выдуманном
существе, с которым Маркос привык
советоваться по всем вопросам. Пишет
субкоманданте не в пример интереснее
своего непосредственного предшест-
венника - Че Гевары, к тому же он жив-
здоров, моден и, несмотря на оружие в
руках, дружит с Ману Чао, Оливером
Стоуном и Габриэлем Гарсиа Маркесом.
В сборнике точно соблюден баланс ме-
жду романтической литературой и по-
литическим утопизмом. С одной сторо-
ны, байки про кротов, побеждающих
пуму, и богов, творящих людей из зем-
ли и золота, с другой стороны, про бес-
контрольное движение транснациональ-
ного капитала и угрозу новой мировой
войны. С третьей - приветствия секс-
меньшинствам и всем людям доброй
воли. Тот самый случай, когда револю-
ционер интересен не только как рево-
люционер, но и как творческая лич-
ность, не вмещающаяся ни в один из
форматов.
• • • • •
АЛЕКСАНДР КУТИНОВ
ПУТЕШЕСТВИЕ К ЦЕНТРУ ЗЕМЛИ (М.:
Зебра, 2002)
На первой же странице учитель геогра-
фии Учкин доказывает нам, что Солнце
вращается вокруг Земли. Тут же выяс-
няется, впрочем, что по совместитель-
ству наставник работает профессио-
нальным садистом в тайной полиции. В
своих рассказах-повестях Александр
Кутинов, доселе более известный как
рок-музыкант и журналист (в том числе
и автор Ома),
развлекая чи-
тателя, много
цитирует из
общеизвест-
ных кино-
фильмов,
анекдотов, пе-
сен, частушек
и рекламы. В
результате по-
лучается салат из реалий давнего и не-
давнего прошлого, а также возможного
будущего. Сия кутиновская Вселенная
несколько напоминает модные в 80-х
годах гротескные антиутопии с обяза-
тельными элементами «клубнички», а
также бесконечные тусовочные «теле-
ги». Больше всего занимает вопрос, что
же именно недоговаривает Пригов, на-
звавший предисловие к этому сборнику:
«Как пришел, так и .
..»
ДЖОН О’ФАРРЕЛЛ
ЛУЧШЕ ДЛЯ МУЖЧИНЫ НЕТ (М.:
Phantom Press, 2002)
35-летний герой романа оставил в да-
леком прошлом мечты стать звездой
рок-н-ролла. В настоящем он записы-
вает музыку для рекламных роликов и
является главой семьи из двух мал мала
меньше детей
и жены, вы-
нашивающей
третьего. От-
душиной для
него стала
двойная
жизнь - жене
говорит, что
работает в
поте лица, а
сам валяется дни напролет на съемной
квартире в компании трех холостяков-
бездельников. Найдет ли он выход из
порочного круга - узнаете, когда про-
чтете. 40-летний Джон О’Фаррелл опи-
сал фобии и наваждения боящегося ста-
рости и семейной жизни мужчины с за-
видной точностью. От высшего балла
удерживает разве что назойливое бри-
танское остроумие писателя - буквально
каждая строчка героя-автора рассчитана
как минимум на смешок, что слегка не-
здорово. Нормальный человек не в си-
лах выдавать такое количество шуток.
Хотя черт его знает, до чего только не
доводит отцовство и супружество.
• • • • •
Сергей Тюленин
ЭДУАРД лимонов
МОЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ АВТОБИОГРА-
ФИЯ (СПб.: Амфора, 2002)
Есть книги и книги. Одни существуют
сами по себе, другие - в контексте. Те,
что в контексте, иногда возвышаются
над собственным текстом настолько,
что в сущности отрываются от него.
Разбирать книги второго рода (Мар-
ксов «Манифест», скажем, или «Ар-
хипелаг «ГУЛАГ») как текст тоже, ко-
нечно, можно, но, выбрав подобную
методу, никогда не поймешь, каким об-
разом подобные произведения оказали
столь большое влияние на человечье
сознание. Книга Лимонова - безусловно
этого самого второго рода. Вне контек-
ста мы имеем хорошим слогом напи-
санный отчет о политической жизни од-
ного русского писателя, его отношениях
с властью и товарищами по партии - и
только. Но в нынешнем лефортовском
контексте ЗК Савенко сей отчет вол-
шебным образом превращается в чте-
ние поувлекательнее любого детектива
или триллера, в захватывающую дек-
ларацию свободы личности, ценность
которой (не свободы, а декларации),
возможно, вопреки намерениям само-
го автора, совершенно не связана с
тем, разделяет читатель или нет поли-
тические пристрастия вождя НБП.
Возвышаясь над любой политикой -
как банальной,
так и марги-
нальной, -
«Политическая
автобиогра-
фия» превра-
щается в поэ-
му об идеа-
лизме и геро-
изме, столь
неожиданную
в переживае-
мую нами
эпоху побе-
дивших биороботов. Поэму о талант-
ливом человеке, который сознательно
выбрал путь аутсайдера, подчиняясь
велению столь несовременной катего-
рии, как совесть. Рядом с этой книгой
Лимонова, как равный по силе памят-
ник революционного идеализма, могут
выстоять, пожалуй, только «Боливий-
ские дневники» Эрнесто Че Гевары.
• • • • •
Илья Кормильцев
лимонов
РЮ МУРАКАМИ
69 (СПб.: Амфора, 2002)
Рискуя навлечь на себя про-
клятия поклонников Мурака-
ми-первого, не могу не за-
метить: Мураками-второй
пишет поживее, хотя и отно-
сится к тому же поколению
японцев, стремящихся изба-
виться от своей особой
«японскости». Откуда взя-
лись такие японцы, он и объ-
ясняет в роман о 69-м годе в
жизни выпускника школы,
интересы которого: психоде-
лика, поп-арт и кино новой
волны.
• • • • •
НИКОЛАС БЛИНКОУ
НАРКОСВЯЩЕННИК (М.: Ино-
странка, 2002)
Оказывается, воюют в Изра-
иле даже риэлторы: араб не
имеет права продать недви-
жимость еврею, и наоборот.
То есть продать, конечно,
может, но потом начинаются
большие проблемы. Часто -
со смертельным исходом.
Роман Блинкоу - как раз об
этой нетривиальной войне, 8
которую влипает не по своей
воле бывший международ-
ный торговец конопляными
продуктами.
• • • • •
СЬЮ ТАУНСЕНД
МЫ С КОРОЛЕВОЙ (М.:
Phantom Press, 2002)
Комическая фантастика.
Случилось страшное - граж-
дане Соединенного Коро-
левства проголосовали за
республиканцев и свергли
монархию. Единственный
упрек, который можно адре-
совать потешному чтению, -
некоторая сдержанность;
Дерек Джармен в фильме
«Юбилей» поступил куда ра-
дикальнее, бросив англий-
скую королеву на поругание
лондонским панкам.
• • • • •
ОРХАН ПАМУК
МЕНЯ ЗОВУТ КРАСНЫЙ
(СПб.: Амфора, 2002)
Детектив - он и в средневе-
ковом Стамбуле детектив.
Конечно, все экзотические
арабески присутствуют: лун-
ноликие красавицы, ковар-
ные сводницы, рассуждения
о пути художника - атмо-
сфера, знакомая всем
(по)читателям Борхеса, Па-
вича, Эко и иже с ними.
Впрочем, от мэтров турка
Памука отличают какая-то
наивная естественность и
большая человечность.
• • • • •
Книги предоставлены Специальным Книжным Центром, ул. Черняховского, 4а, м. Аэропорт. Тел. 151 87 06
ОМ 64/06/2002 I I з з
»
предыдущая страница 27 ОМ 2002 06 читать онлайн следующая страница 29 ОМ 2002 06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст