АЛФАВИТ
дело не шло. Но про кинодраматургов вспом-
нили добрым словом. Ударный момент сценар-
но-режиссерской полемики пришелся на зло-
получный Каннский фестиваль, когда «Паль-
мовую ветвь» повез в Москву сценарист «
Мо-
лоха
» Юрий Арабов, а не режиссер Александр
Сокуров. Последний обиделся, но Канну до
этого дела нет, а зрителям - тем более. Вот в
этот момент про сценаристов и вспомнили.
Про Юрия Короткова - того, что написал
«Страну глухих
», *
Американку
»,
«Аварию
-
дочь мента
» (помните такой перестроечный
«трудный» боевик?), а недавно -
«Мусорщи-
ка»,
«
Кармен
» и
«Девятую роту».
Открыли,
строго говоря, не юное дарование Константи-
на Мурзенко с его программной работой
«Ма-
ма, не горюй».
Тут же оказалось, что есть еще
один сценарный гений - Геннадий Островский
(последние работы -
«Механическая сюита
»
Дмитрия Месхиева и «
Любовник
» Валерия То-
доровского); его имя продюсеры передают
друг другу, как моряки - самый надежный
компас. Есть и Ариф Алиев, чья путеводная
звезда взошла после
«Кавказского пленника».
Алиев - постоянный соавтор Дениса Евстигне-
ева; в апреле увидел свет их новый и, безуслов-
но, удачный проект
«Займемся любовью».
Те-
перь сценаристы могут выбрать себе режиссе-
ра по вкусу и с полным правом сетовать на то,
что нет их (режиссеров) хороших, вышли все.
направляйте историю в непредсказуемую сторону.
Отдохните и перечитайте свое произведение. Ос-
тается решающая треть,
кульминация,
которая
должна взорвать историю и выехать на финишную
прямую там, где этого ждут меньше всего. Пусть
зритель догадывается, что ваш «хороший» раскви-
тается с «плохим», но как он это сделает, вот в чем
вопрос! Зрителя необходимо удивить, чтобы сцена
покинула кинотеатр, навсегда оставшись в его,
зрителя, памяти.
Финал.
Опуститесь на землю.
Больше никто никому не открутит голову, волчок
остановлен. Герой отправляется за горизонт, зри-
тель под впечатлением, а вы не забудьте написать
слово «Конец».
ольшие надежды
дентки Сергея Соловьева и Валерия Рубинчи-
ка Анны Меликян пока лишь четыре коротко-
метражки - музыкальный этюд
«Andante»,
учебная работа
«Полетели»,
курсовая
«До
востребования»
и диплом
«Контрабас».
За
два года ее маленькие фильмы, в которых мно-
го воздуха и света, объездили полсотни фести-
валей, награждены в Милане, Клермон-Фер-
ране, Мельбурне.
.. Заканчивая первую цвет-
ную работу
«Контрабас»,
Анна признавалась,
что уже страшно ее выпускать:
«раньше было
проще, никто от тебя ничего не ждал, только
собственные надежды».
Но, поверьте, эта
скромность - лишь дамское кокетство, а все
страхи оказались напрасными. Изумительная
рукотворная лента подтвердила: в списке мно-
гообещающих режиссеров Меликян идет пер-
вой. Среди главных студенческих хитов и ко-
идеальный сценарий
методические рекомендации
Сочинение сценария - как рождение ребенка:
процесс сложный, мучительный, но приносящий
неописуемое удовольствие, которое, испытав раз,
хочется повторить.
.. Предположим, у вас есть
идея, какая-то зацепка, маленькая мысль, кадр,
лицо актера и т.п. Вспоминайте похожие чужие
фильмы, собственную жизнь или жизнь друзей-
приятелей. Когда созреете, начинайте с
заявки -
краткого, лапидарного описания истории, в не-
скольких абзацах объясняющего, о чем, собствен-
но, вы пишете. Покажите результат профессиона-
лам. Выслушав критику, вы рискуете промучиться
с заявкой до нервного истощения; не перестарай-
тесь, чтобы не перегореть раньше времени. При-
нимаясь за сценарий, будьте осторожны, не пере-
усердствуйте с
экспозицией.
В ней вы возжелае-
те расписать героев как можно подробнее. На
20.000-м текстовом символе (с пробелами) вы
поймете, что труд тянет на 20-серийный эпос. По-
ра остановиться. Далее
завязка.
Не забудьте,
первое и главное в сценарии - КОНФЛИКТ. Если
его нет или он незаметный, как оконная сетка
(чтобы мухи не залетели), привлечь внимание
зрителя вы сможете разве что голыми моделя-
ми, да и то только на первых минутах. Лучше все-
го подавать конфликт в лоб. Скажем, «плохой»
убивает любимую девушку «хорошего». Или по-
донки надругались над мамой троих детей. В ко-
медии еще легче: дурачок думает, что выиграл
миллион, а лотерейный билетик - не того тира-
жа.
Композиция
Ваши герои уже побежали по
ложным маршрутам - теперь не время сдержи-
вать фантазию. Если герой скромный малый,
поиграйте с этим. Окуните его в прорубь, от-
правьте в дорогой ресторан. Предлагайте не-
ожиданные повороты, чем круче, тем лучше,
Петрова
ОМ 64/06/2002
75 ►►
В конце 80-х наше кино пре-
вратилось в этакую «девушку
без адреса», кино без целевой
аудитории,
покрывающееся
краской при столкновении с ре-
альностью и являющее путе-
шествие дилетантов по неле-
пым
фантомным
мирам.
Вся надежда - на 20-30-
летних новичков, ожида-
ние проектов которых за-
ставляет сердце биться
быстрее. На счету сту-
роткометражка Ларисы Бочаровой
«Завтра
день рождения
» с чудесной Машей Шалаевой в
главной роли и киноредактором журнала ОМ в
эпизоде. Это не единственный повод воздать
фильму хвалу - он сравнится в остроумии и
нежности с самой «Амели», хотя о плагиате не
может быть и речи, Бочарова снимала одновре-
менно с Жан-Пьером Жене. Илья Хотиненко
смело берется за любой сюжет и любой бюд-
жет, демонстрируя завидную работоспособ-
ность: три больших фильма за два года.
«Ново-
сти», «Лицо французской национальности»,
«Умняк*
словно сняты разными режиссерами.
предыдущая страница 60 ОМ 2002 06 читать онлайн следующая страница 62 ОМ 2002 06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст