Мужчины забывали
мелкобуржуазное слово
«ревность» и ласково
косились на своих
товарищей
лодой матери пришли два ее мужа-комсомоль-
ца.
«Чей ребенок?»
- вопросила старая, видав-
шая виды регистраторша. «
Наш!»
- не дрог-
нув, ответили друзья, спавшие с комсомоль-
ской богиней даже не по очереди, а сразу втро-
ем в одной постели. Шкловскому эта история
ужасно понравилась. Он заинтересовался те-
мой и обнаружил, что браки втроем, вчетве-
ром и в более сложных комбинациях для со-
ветской молодежи дело привычное и ничуть не
скандальное. В комсомольских коммунах - в
общих спальнях - народ делал то, что ему, на-
роду, нравилось, а привычные довоенные нор-
мы остались уделом бухгалтеров и библиоте-
карей. Это было так просто: ведь молодежь
жила одной большой тусовкой. Хоть это слово
пришло в язык на несколько десятилетий поз-
же, оно точнее отражает суть комсомольских
коммун, чем вся коммунистическая риторика.
Девушки выбирали себе мужчин, а те стара-
шенько печь, нудировали себе на здоровье за
чаем. Уже упоминавшийся Хармс, убежден-
ный сторонник голого отдыха, оставил нам на
удивление много рассказов о «домашнем» ну-
дизме. Например, в комедии «
Фома Бобров и
его супруга»
некая бабушка ругается, что, мол,
супруга Фомы Боброва дома совершенно голая
ходит и ее, старухи, не стесняется. «
Думает
,
что если она молодая да красивая, так ей все
можно.
.. такая бесстыдница! А когда сидит,
то даже ноги, как следует, не сожмет вместе,
так что все напоказ.
.. Вот уж жену себе Фома
нашел! Чем она его окрутила, не понимаю.
..»
Самое интересное в раннем советском нудизме
- его отличие от асексуального европейского
нудизма. В Германии и Швейцарии это было
спортивное, гигиеническое движение, не бо-
лее того. Даже вообразить невозможно целую-
щуюся парочку на территории пляжа общест-
ва «Культуры Свободного Тела». Но советские
долойстыдовцы и дикие нудисты были не так
строги. Легкие перепихалочки после занятий
гимнастикой и греблей возражений не вызыва-
ли - хоть и не при свидетелях, а за кустами,
так что, если верить мемуаристам, заросли во-
круг диких пляжей были плотно набиты вуай-
ерами. Вся эта идиллия продолжалась до сере-
дины 30-х годов, когда деятелей организован-
ного нудизма пересажали за связи с заграни-
цей, а спорт стал государственным делом.
Впрочем, в пионерских лагерях традиции со-
хранялись чуть ли не до конца 50-х годов, и пи-
онеры с пионерками - под строгим присмотром
вожатых - в обязательном порядке купались
нагишом, а затем исполняли ритуал, имено-
вавшийся «прием солнечных ванн».
любовь втроем
В 1925 году Виктор Шкловский вычитал в га-
зете заметку о том, как в родильный дом к мо-
44108
ОМ 64/06/2002
тельно забывали мелкобуржуазное слово «рев-
ность» и ласково косились на своих товарищей
- гомосексуализм уже не считался уголовным
преступлением. Воспламененный Шкловский
бросился писать халтурный сценарий для ки-
но, и спустя совсем короткое время фильм Аб-
рама Роома
«Любовь втроем» («Третья Ме-
щанская»)
победно шагал по советским экра-
нам. Позже в своих недостоверных мемуарах
Шкловский вскользь упомянул, что сочинял
сценарий, проживая по соседству с Маяков-
ским и Бриками - Лилей и Осей.
Комсомольцы экспериментировали с сексом,
вдохновляясь страстными
криками таких
идеологов свободной любви, как А.В. Луначар-
ский и А.М. Коллонтай, которая выступила со
знаменитой теорией «стакана воды», утвер-
ждая, что сексуальные отношения надо упро-
стить - ведь «это» так же естественно, как ста-
кан воды в жаркую пору. Владимир Ленин, бег-
ло пролистав несколько манифестов свободной
любви, вспомнил, вероятно, свои запутанные
отношения с двумя в высшей степени очарова-
тельными женщинами (да-да, Надежда Круп-
ская в молодости была очень даже ничего!) и,
вздохнув, промямлил нечто неразборчивое в
том смысле, что, мол, это все замечательно, но
палку перегибать не стоит.
Однако палка была здорово перегнута. Сексу-
альная революция бушевала на просторах
РСФСР с неукротимостью урагана, и в 1927 го-
ду старый большевик, нарком юстиции Кур-
ский радостно сообщил Съезду партии о том,
что семья стремительно разлагается, и извинил-
ся за то, что
«какие-то элементы этого отжив-
шего института приходится временно оста-
вить в силе».
Казалось, что пути назад нет, но
прошло совсем немного времени, и от коммун,
свободных браков и вольного секса не осталось и
следа, даже мемуарные воспоминания об этих
веселых днях появятся только в 60-е годы.
предыдущая страница 91 ОМ 2002 06 читать онлайн следующая страница 93 ОМ 2002 06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст