окончания
текстов
Сорокин
00
стр 05
КЛ: Все может быть.
Но опять-таки мы не
собираемся превращаться в организацию,
которая преследует порнографов. Нам это
не нужно. У нас совершенно другие задачи -
задачи воспитания молодежи. И дело с Со-
рокиным - это лишь одна из небольших,
третьестепенных по важности областей на-
шей деятельности. Что касается всех других
писателей, телевидения, происходящих со-
бытий - это все относится к делу, но не пря-
мо. Сорокин - вопиющий случай. Потому
что он не просто писатель-порнограф. Он со-
бирался похоронить русскую литературу,
как он выражался - закопать этот смердя-
щий труп, - всю нашу культуру, и к тому же
еще подписал контракт с Большим театром.
Понимаете? Вот, собственно говоря, те ве-
щи, которые переполнили чашу терпения.
Дело даже не в порнографии, а в самом Соро-
кине и в претензии его на трон классическо-
го русского писателя. Чего он явно недосто-
ин. Вот и все.
*
*
*
Проблема с литературой Сорокина в дей-
ствительности лежит в очень сложной
плоскости. И раньше в России выходили
«резкие» сочинения. Достаточно вспом-
нить срамную поэму Баркова, пушкин-
ские вполне рифмованные многоточия,
откровенную «Баню», приписываемую
Алексею Толстому, а в недавнем прошлом
романы Виктора Ерофеева. Все это вехи
той же традиции, к которой принадлежит
и Сорокин. Задача, которую ставит перед
собой движение «Идущие вместе», состо-
ит в том, чтобы доказать, что сочинения
Сорокина являются порнографическими.
А следовательно, продавать их надо в спе-
циально отведенных для этого местах и,
возможно, в целлофановых, запечатан-
ных пакетах.
Словарь Ожегова описывает порнографию,
как «
крайню ю неприст ойност ь, ц и н и ч -
ность в изображ ении чего-нибудь, связа н-
ного с половы м и от нош ениям и».
Но дейст-
вительно, если в кино, фотографии и на те-
левидении этот жанр вполне очевиден, то в
литературе невольно возникает много воп-
росов. Ведь и сейчас в обычных книжных
магазинах мы можем купить романы мар-
киза де Сада, Генри Миллера и его граж-
данской жены Анаис Нин, где подробно
описываются не только половые акты, но и
все возможные откровенные подробности
связанные с оральным и анальным сексом.
Да что там литература! Два года назад про-
блема минета публично обсуждалась по
всем центральным каналам в США и Рос-
сии в связи с возможным импичментом
президента Клинтона. И если уж мы так
рьяно живем по нравственным законам, то
почему судебные органы не начали рассле-
дование по фактам демонстрации по отече-
ственному телевидению документальных
сцен с половыми актами крупных государ-
ственных чиновников? А сегодня недав-
ний хозяин РТР, где прокрутили порноро-
лик с генпрокурором в главной роли , а ны-
не министр культуры Швыдкой считает,
что пусть это дело дойдет до суда, который
все решит. А что же действительно может
сделать суд? Сказать, является ли литера-
турой «Голубое сало» или не является?
Порнография это или нет? Судебным тита-
нам предстоит спуститься в дебри опреде-
лений и начать исследовать весьма скольз-
кую проблему соотношений метафоры и
метонимии.
Я отнюдь не являюсь поклонником лите-
ратурного дара Владимира Сорокина.
Мне кажется, что он часто и навязчиво
эксплуатирует однажды найденные при-
емы, но тем не менее его литературные
эксперименты остаются на территории
искусства, а сам пафос направлен на про-
буждение грез, которые у каждого дейст-
вительно имеют личное клеймо и не при-
надлежат никаким общественным дви-
жениям.
Лхаса
е э
день седьмой
со сто. 91
п
к
Последний день, по
сложившемуся за неделю обыкновению, я
провел в монастырях - Дрепанге и Сера. И
оно того стоило.
Дрепанг, находящийся в
8
километрах от
Лхасы, был когда-то самым большим и бо-
гатым монастырем Тибета. Здесь жили бо-
лее 10 тысяч монахов. Внутренние залы по-
ражают и сегодня: стеллажи со святыми
книгами на санскрите, роспись стен, ста-
туи будд, бодхисатв, святых, далай-лам.
Монастырь Сера основал в 1419 году Сакья
Йеше, ученик Тсонг Кхапы. В лучшие годы
в Сера работали пять колледжей, где дава-
лись наставления по буддистским предме-
там, а после китайского вторжения их число
сократилось до трех. В колледже Сера Ме
преподавались фундаментальные принци-
пы буддизма, в Сера Нгагпа - тантрические
науки, в Сера Дже учились странствующие
монахи, из отдаленных районов Тибета.
Сера стоит посетить после 16.30, во время
дебатов монахов. Представьте себе зрели-
ще:
100
монахов, разбившись на пары
(спрашивающий и отвечающий), распола-
гаются в саду. Первый обычно стоит, вто-
рой сидит. Стоящий задает некий философ-
ский вопрос. Все это сопровождается ожив-
ленной мимикой участников, притопыва-
нием и хлопками в ладоши. В форме таких
дебатов проходят и экзамены монахов.
Утром следующего дня был феерический
перелет из Лхасы в Катманду с видом на
Эверест и другие восьмитысячники. Пока
пассажиры перемещались с одного борта
на другой, стараясь не пропустить «ви-
ды», я подытоживал впечатления.
Двойственность. С одной стороны, конечно,
горчит разочарование. Детские мечты об
удивительной «Крыше мира», жившие в
подсознании, увы, развенчались. Я не уви-
дел ни магии, ни чудес, мне не открылись
тайны бытия. Тибет не волшебная сказка о
мире и справедливости, а просто страна со
своей специфической, но от этого не луч-
шей и не худшей историей. Ее самобытная
культура потихоньку растворяется в урав-
ниловке социализма, многие храмы и мона-
стыри постепенно превращаются в музеи.
Восстановление разрушенных в годы
«Культурной революции» ценностей ста-
вит своей целью всего лишь собрать больше
туристов. «Культурная революция» смени-
лась революцией коммерческой. Турист не
хочет видеть жизнь, он хочет видеть свое
представление о ней. Ему нужна экзотика,
и он получает ее, пока платит. С другой сто-
роны, увиденное там - незабываемо. Друго-
го такого места на земле нет, существование
Тибета - чудо само по себе. Мне повезло, я
хотя и с краешку, но успел застать самобыт-
ность Тибета, еще не смытую наплывом ту-
ристов. К счастью, существуют уголки Ти-
бета, куда цивилизация дотянется не скоро.
Очень надеюсь, что в августе, когда горы во-
круг Лхасы покрыты зеленью и цветами, я
снова окажусь в Тибете. Обойду святую гору
Кайлаш. Побываю на отдаленных снежных
перевалах, в высокогорных маленьких мо-
настырях. Найду таинственное растение-
насекомое, о котором мне рассказал один
тибетец. И кто знает, может быть, увижу,
хотя бы издали, мистическую Шамбалу.
Так что, ом мани падме хум.
4 130
ОМ 66/09/2002
предыдущая страница 113 ОМ 2002 09 читать онлайн следующая страница 115 ОМ 2002 09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст