барометр
... / книги
Алексей Цветков,
за исключением специально указанных
Синяки цвета пепси
О
П
Гвсе проходит и НС«
|
же товар, кап и все остальное, и у каждого И1 нас
свой срок годности. Вот почему л решим уйти иа
пенсию в гридиагь три года. Похоже, это идеальный
вотрдет для воскресения.]
ББГБЕДЕР. 99 ФРАНКОВ
(М.: Иностранка, 2002)
В самом начале Октав, преуспеваю-
щий рекламист, признается, что книга
- повод уволиться с престижной и
доставшей работы: «Тридцать три го-
да самое время для воскресения».
Фредерика Бегбедера действительно
уволили с такой должности в том же
возрасте и именно за этот роман.
Объясняясь с читателем этаким быст-
рым огнедышащим рэпом, Октав по-
следовательно ненавидит все, из чего
составлена его реальность: рекламо-
дателей, рекламобрателей, непосред-
ственное начальство, офисы и бути-
ки, телезрителей и коллег по «облу-
чению аудитории». Все время хочется
предложить ему учиться выдержке у
Исаева— Штирлица. Цитируя убийцу
Мэнсона, он пишет «Свиньи» своей
кровью на кафеле в корпоративном
сортире. Чисто эмоциональная агрес-
сия приводит к осмыслению против-
ника в терминах: «телевизионный
фашизм» и «новый рабовладельче-
але: Манон (читай - Данон), Колгейт,
Нестле, магазины «Перекресток».
..
Да и построен текст интересно: «точ-
ка говорения» Октава с ростом его
отчуждения от мира меняется в каж-
дой части. Сначала он говорит изну-
три, потом обращается к себе - как
к знакомому, дальше как к незнако-
мому, затем и вовсе как к части не-
честивой касты, и заканчивает ост-
ровом призраков - бессмертных хо-
зяев мира.
Согласно европейским опросам
единственная «теоретическая» книга,
Реклама - обман, народ - зомби, герой
обречен и выход неизвестно где
ский строй». Короче, антиутопия во-
плотилась в жизнь, несмотря на про-
зорливость всех оруэллов, и жизнь
отныне - гонка за рекламным сном.
Французскую и шире - европейскую
культуру антибуржуазностью не уди-
вить. Особых новостей в книге тоже
нет: реклама - обман, народ - зомби,
герой обречен и выход неизвестно
где. Но пишет Бегбедер бодренько, с
заразительными приступами горько-
го веселья и на современном матери-
читаемая там сейчас молодежью, -
«Но лого» Наоми Кляйн. Группа
ВасПобеас! под ее впечатлением даже
отказалась от любой корпоративной
рекламы в своей деятельности. А напи-
сано там, между прочим, то же самое,
что во «Франках», только нет сюжета,
меньше эмоций и больше цифр. Что
и делает Бегбедера номинантом на по-
пулярный приз «голос поколения».
Не первым и не последним.
( i f pH « Уэ<Ж1
К о ш м а ь б і
Аиста
М эра 6 V
Ул
ИРВИН УЭЛШ
КОШМАРЫ АИСТА МАРАБУ
(СПб.: Red Fish, 2002)
Ирвин Уэлш
в форме кино
был усвоен
Россией мо-
ментально.
А вот в форме
книги он при-
А
шел к нам не-
7
Н
но. Со всеми
оговорками (как всякий писатель,
пользующийся диалектом, Уэлш не
может быть переведен адекватно ни
на один язык) мы, наконец, держим в
руках вполне сносного русского Уэл-
ша. Пусть «Кошмары Аиста Марабу» -
далеко не самая лучшая книга «эдин-
бургского Берроуза», но она дает об
этом писателе вполне внятное пред-
ставление. История впавшего в кому
футбольного хулигана, который про-
живает под капельницей во второй
раз свою недлинную и бестолковую
жизнь, вспоминая всех, кто его обидел
и кого обидел он сам, типична для
Уэлша. Типичны и финал - возмездие
от руки некогда изнасилованной геро-
ем девицы, пробравшейся в больницу,
чтобы убить ненавистный живой труп,
и декорации - спальные пролетарские
пригороды шотландской столицы.
Паб, улица, фонарь, аптека. Все в ме-
ру безнадежно, в меру цинично и -
если заглянуть под поверхность стиля
- пронизано здоровой буржуазной
моралью: сделанное людям говно
обязательно приплывет к тебе обрат-
но. Переводчик в целом залихватски
справляется с шершавым языком
пивных и подворотен, отчего Уэлш
становится нам еще ближе и родней.
Илья Кормильцев
ИРИНА ДЕНЕЖКИНА
ДАЙ МНЕ (SONG FOR LOVERS)
(СПб.: Лимбус пресс, 2002)
Вроде бы ре-
ализм из со-
временной
молодежной
жизни: живут
девчонки-ре-
бята, потому
что роди-
лись, и дела-
ют все, что
положено по
возрасту: по-
куривают, выпивают, учатся, страда-
ют от превратностей любви и обсуж-
дают модных исполнителей, которых
MTV показывает. То есть на уровне
сюжета такой «американский пирог»
по-русски. Подкупает в рассказах
Денежкиной во все эпохи не частое
ощущение русского языка, любовь
а
зо
ОМ 66/09/2002
к точной детали, складность фразы
и уместность уличных «непечатно-
стей». С одной стороны, никакой эк-
зотики, сверхзадач, галлюцинаций,
откровений. С другой - Денежкина
просто и точно умеет выразить силь-
ную эмоцию, вызвать у читателя смех
I
или грусть, и начинаешь понимать
тех, кто включил «Дай мне» в шорт-
лист «Национального бестселлера».
Поколение «МТУ - Матрицы - Мак-
сидрома» на фоне своих вечеринок,
концертов, курортов, клубов, экзаме-
национных нервов и подъездных
объятий решает все те же нестарею-
щие, «возрастные» проблемы. Удач-
но описать всем известную реаль-
ность так, чтобы не отпускало и хоте-
лось читать, - не это ли, собственно,
и считалось всегда талантом?
• м и
АРУНДАТИ РОЙ
БОГ МЕЛОЧЕЙ (СПб.: Амфора, 2002)
Индия, как известно, страна чудес.
И родина слонов. Поэтому в романе
индийской писательницы Арундати
Рой без слона тоже не обошлось.
Его, впрочем, убивает электричест-
вом, и в этой метафоре - вся суть
романа. Речь идет о теме традицион-
ной для романистов Третьего мира -
о гибели тра-
диционных
ценностей под
напором гло-
бальной циви-
лизации. Изло-
женной, разу-
меется, в виде
семейной саги,
с предательст-
вами, инцеста-
ми, запретной
любовью и
родственными интригами. Если бы
все достоинства «Бога мелочей» ис-
черпывались только этим, то о нем бы
не стоило долго говорить и, тем бо-
лее, рекомендовать ее российскому
читателю. Но есть еще язык - уни-
кальный английский язык жительницы
колоний, что находит в каждом за-
урядном слове такие странности, ка-
кие урожденному бритту и во сне не
приснятся. Ради этого языка, который
каким-то чудом удалось сохранить
в переводе, книгу эту все же стоит
прочитать тем, у кого есть время
и деньги для того, чтобы гордо назы-
вать себя эстетом.
• • • • •
Илья Кормильцев
предыдущая страница 24 ОМ 2002 09 читать онлайн следующая страница 26 ОМ 2002 09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст