СЕРГЕЙ «СПАЙКЕР» САКИН
УМРИ. СТАРУШКА
В прошлом
году все смот-
рели Спайке-
ра, работав-
шего в теле-
визоре Робин-
зоном, а в
этом,судя по
новой книге,
он нанялся
новым Ильей
Стоговым - озорным гулякой, непла-
чущим мачо, соблазнителем красавиц,
пьяницей и немножко футбольным
хулиганом-правым экстремистом, ведь
«миром правят мусора и жиды».
О чем, собственно, и «Старушка». На-
писана она, правда, весьма коряво,
предсказуемо, с подростковой любо-
вью-морковью и самоупоением,
обычно исчезающим из головы после
двадцати лет. Как вам постоянные
«есессно», «посиповал на болт» и «сиг
не осталось» - в смысле, сигарет?
А вино, идущее «по кишкам в желу-
док»? С такой плотностью слэнга, са-
момнением и кашей в голове герой, ес-
тественно, тоскует в офисе турфирмы,
потому что самое место ему - кругло-
суточным ведущим где-нибудь на МТУ.
(М.: Птюч-серия, 2002)
4
0,мри,СтарцшНа{
ЭДУАРД ЛИМОНОВ
КНИГА ВОДЫ (М.:
М
Магдіпет, 2002)
Л имонов
при
жизни много
у кого вызы-
вает антипа-
тию, но возь-
мем на себя
смелость пре-
дугадать, ко-
му он навер-
няка будет
ненавистен и
после смерти.
А будет он ненавистен биографам,
ибо, прожив жизнь, которой могут
позавидовать многие герои серии
«ЖЗЛ», он тем не менее оставил со-
ставителей жизнеописаний с носом,
поскольку сделал за них всю работу
сам. И сделал блестяще. «Книга Во-
ды» - жизнь, рассказанная через
встречи с водоемами, естественными
и искусственными, большими и ма-
лыми. От грязной лужи в Харькове до
калифорнийских пляжей. От бани
в Лефортово до набережных Сены.
В этой воде, соленой и пресной, отра-
жается автор - самовлюбленный, бес-
шабашный Нарцисс, вечный маль-
чишка - и его многочисленные спут-
ницы, соратники и просто случайные
знакомые. Вода, как это ей свойст-
венно, течет и уносит отражения туда,
куда впадают все реки, - в Лету. Опи-
сывать эту книгу-поэму бесполезно -
лучше набрать дыхания на несколько
часов и окунуться в нее с головой,
чтобы потом вынырнуть, отфыркива-
ясь и чувствуя себя родившимся за-
ново. Восторги здесь неизбежны: во-
преки известному библейскому выра-
жению, мы все же на девяносто про-
центов состоим не из праха, а из во-
ды, и она-то - а вовсе не земля -
и есть та самая «мать-сыра», куда нас
вечно тянет. Лимонов (недаром ро-
дившийся на стыке Водолея и Рыб)
сумел это гениально выразить.
Илья Кормильцев
НИК ХОРНБИ
Н1-П (М.: Иностранка, 2002)
Книжка модного английского автора,
изданная опять же в модной серии,
вызвала резкое оживление в среде
музыкальных обозревателей. А все
оттого, что ее герой, 35-летний раз-
долбай, страдающий параличом воли,
является еле сводящим концы с кон-
цами хозяином маленького музыкаль-
ного магазин-
чика для кол-
лекционеров,
меломанского
рая (или ада?).
Так что текст
пестрит навяз-
чивыми пере-
числениями
имен исполни-
телей и групп,
с которыми герой ковыляет по жизни.
На деле же суть этой бытописательской
книги заключается в выматывающих
душу попытках героя выяснить, почему
же его все время бросают женщины.
Особенно эффектна развязка - вот,
оказывается, ради чего весь огород го-
родился: герой прозревает и делает на-
конец предложение девушке, с которой
он прожил много лет. Хорнби изготовил
прямо-таки шедевр мелкотравчатости и
убожества, подперчив, правда, его фир-
менной британской иронией. Отдельная
история меломанский флер - все эти
бесконечные составления самопальных
сборников, пятерок лучших песен,
групп - суровая правда жизни людей,
которым пластинки полностью замени-
ли ее, жизнь. Вывод можно сделать
только один: никогда не дарите девуш-
кам пластинки со своей любимой му-
зыкой, это как раз то, что нужно им
меньше всего на свете.
МАКС КИННИНГС
КИЛЛЕР (М: Торнтон и Сагден, 2002)
Что выйдет, если скрестить «Деньги,
карты, два ствола» со «Страхом и отвра-
щением в Лас-Вегасе», приправить
классическим английским юмором и до-
бавить немного расхожей мистики араб-
ского Востока? Макс Киннингс решил
выяснить это на практике, написав заме-
чательную книгу. История незадачливого
киллера, которой поддерживает себя
в рабочей форме путем приема лошади-
ных доз психоактивных веществ, напи-
сана со знани-
ем дела. Почти
до последней
страницы чита-
теля радостно
дурят загадкой,
с чем же герой
имеет дело - с
действительны-
ми событиями
или с собствен-
ным кислотным
трипом, а также доходчиво объясняют,
что разницы, в сущности, нет никакой.
Тем более что «заказали» киллеру на
этот раз обыкновенного такого марок-
канского волшебника. Книги такие, как
«Киллер», появляются далеко не каждый
год - читатель времени даром не поте-
ряет, особенно если он слегка искушен
в тех состояниях, о которых идет речь.
•мм
Андрей Бухарин
Илья Кормильцев
шортлист
ФИЛИП ДИК
СОХРАНЯЮЩАЯ МАШИНА
(СПб.: Амфора, 2002)
Лучшие рассказы, написан-
ные Диком в эпоху расцвета
«научной фантастики». Мо-
гут ли шедевры искусства
самостоятельно существо-
вать без людей, ну хотя бы
как экзотические животные,
генетический код которых -
нотная партитура? Захочет-
ся ли нам сохранять свой
биологический облик, если
для бизнеса выгоднее пре-
вратиться в гигантскую
амебу? Для классика жанра
«фантастика» всегда оста-
валась простейшим средст-
вом выражения историче-
ских парадоксов и фило-
софских опасений.
ХОРХЕ СЕМПРУН
НЕЧАЕВ ВЕРНУЛСЯ
(М.: Иностранка, 2002)
Роман о пресловутом «пря-
мом действии», которое ни-
когда не кончается. В конце
60-х злые на систему кар-
бонарии уезжали в Латин-
скую Америку, и вот, в кон-
це 80-х, они вновь в Пари-
же стреляют с мотоциклов.
Впечатление, что Семпрун,
за которого спорят две ли-
тературы - испанская и
французская, сочинял дете-
ктив: погони, слежка, сы-
щики, стрельба, но ради
«другой аудитории». Чтобы
потрафить интеллектуалам,
добавил в криминальный
расклад сколько смог раз-
говоров о Нечаеве, Бакуни-
не, Мао, Троцком, сделав
героев пугающе политиче-
ски грамотными.
ЖАН КОРМЬЕ
ЧЕ ГЕВАРА
( М.: Астрель/АСТ, 2002)
Веселые и не очень кар-
тинки из жизни знаменито-
го команданте. Как он ле-
чил себя и других сначала
от физических, а потом от
социальных недугов, по-
клялся не бриться, пока не
войдет с автоматом в Гава-
ну, и смеялся над офице-
ром, суеверно боявшимся
его расстрелять. Книжка
французского фаната Че,
Жана Кормье, скорее «жи-
тие святого», написанное
для широких масс, чем
биография. Текста немно-
го, но полно харизматиче-
ских фото, на несколько
секунд способных превра-
тить в революционного ро-
мантика даже домохозяйку.
Книги предоставлены Специальным Книжным Центром, ул. Черняховского, 4а, м. Аэропорт, тел. 151 87 06
ОМ 66/09/2002
31
► ►
предыдущая страница 25 ОМ 2002 09 читать онлайн следующая страница 27 ОМ 2002 09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст