батывание денег или достижение цели:
эрекции у читателей. Вот это порногра-
фия.
ОШ: Но есть, на мой взгляд, и вполне ли -
тературный жанр, я имею в виду секс по
телефону.
ВС: Ну, дело в том, что он основан на ж и-
вом голосе, а голос может быть эротич-
ным. Но может ли быть эротичным пись-
мо? Это совершенно открытый вопрос. Я
вспомнил школьный анекдот. Советский
сексопатолог советует молодому челове-
ку, у которого не стоял, читать возбужда-
ющую литературу. Но он не понял, что
это такое, пришел домой, взял роман
Горького «Мать» и начал дрочить на
«Мать». То есть если изображение одно-
значно может возбуждать, да и то далеко
не всех, то уж возбуждение от текста -
вещь индивидуальная и непонятная. Тут
нет никаких законов.
ОШ: Но мне, например, каж ется, что ро-
маны маркиза де Сада достаточно возбу-
ждающее чтиво.
ВС: Нет, я бы сказал, что скорее наоборот.
ОШ: Вокруг вас сегодня разворачивается
целая кампания. Ее можно назвать поли-
тической. Вы прошли уже три степени об-
щественного остракизма. П ервая степень
- это когда ваши книги обменивали на
книги Бориса Васильева. Вторая —
когда
ваши произведения были подвергнуты
физическому
уничтож ения. И
сейчас наступает
ф аза решительно-
го боя, когда вас
хотят привлечь
к
уголовной
ответст-
венности. Как вам к а-
ж ется, это нам еренны е
действия власти или людей,
которые находятся в дружбе с
властью, по отношению к вам? И какие
действительные причины у этих событий?
ВС: На самом деле Россия - страна симво-
лов. Это мифологическая страна, и, на-
верное, не стоит говорить о движении
«Идущие вместе» или каких-то кремлев-
ских чиновниках, которые стоят за этим.
Это все верхняя часть айсберга. Поверх-
ность. Дело в том, что перед «Голубым са-
лом» я семь лет не писал романов. У меня
была пауза после «Сердец четырех». Я
прислушивался, присматривался к миру,
который менялся, чтобы адекватно опи-
сать его. И в «Голубом сале» я это, собст-
венно, и сделал. То есть я описал некое со-
стояние коллективного российского бес-
сознательного, если пользоваться древ-
ним языком психоанализа. А проще ска-
зать, я сделал некий выстрел в местное
коллективное тело. «Голубое сало» - это
была, образно выражаясь, золотая пуля,
которая попала в
него.
Собственно
выстрел
произо-
шел несколько лет
назад. И только сей-
час начинаются кон-
вульсии.
ОШ: Только сейчас пуля
достигла сердца?
ВС: Да. Все эти события - ре-
зультат конвульсий этого советско-
го коллективного тела. Я думаю, что оно
умирает в каждом из нас. Умирает мучи-
тельно. И это последняя его агония. Оно
еще подрыгается и умрет.
ОШ: В феноменальном романе «Голубое
сало» есть весьма откровенная сцена, ко-
торую вам особенно ставят в укор, —
это
когда происходит анальны й секс между
Сталиным и Х рущ евым. На мой взгляд,
такой акт представляется вполне кон-
кретно. И здесь не может быть каких-то
разночтений. Это —
возвращ аясь к разго-
вору о разны х представлениях о сексе у
разны х людей.
ВС: Да, в моем романе они любят друг дру-
га. А что, они не люди, что ли? Имеют пра-
во на это, и когда Хрущев имеет Сталина,
происходит как бы некий симбиоз либера-
лизма и тоталитаризма. Но я не понимаю,
почему эта сцена так шокировала?
ОШ: Потому что в ней принимаю т уча-
кое состояние кол-
лективного россий-
ского бессозна
-
ОМ 66/09/2002
65
предыдущая страница 54 ОМ 2002 09 читать онлайн следующая страница 56 ОМ 2002 09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст