ПРИКЛЮЧЕНИЕ
день первый
...Каждый раз, когда водитель яростно
сигналил, и не думая притормаживать на
скрытом нависающей скалой крутом по-
вороте, я размышлял: есть ли предел у ве-
зенья, сорвемся мы в этот или в следую-
щий раз?
Наш гид-тибетец был вылитый Такеши
Китано. В его сопровождении, в неболь-
шом автобусе «повышенной проходимо-
сти», мы покинули поселок Жангму, рас-
положенный уже по тибетскую сторону
границы. Через
несколько километров
дорога вползла в ущелье и, прижавшись к
склону, продолжила подъем. Внизу текла
река, питаемая водопадами там и сям. Ко-
гда-то непальско-тибетские купцы назва-
ли ее Вратами Ада. С тех пор мало что из-
менилось: в хорошую погоду ее можно
проехать за пару-тройку часов, в плохую
- застрять на несколько дней. Автобус
несся по извилистой дороге на угрожаю-
щей скорости.
Но радость была преждевременной: на-
стоящая граница, которая на замке, была
еще впереди. Часы заполнения бумажек,
просвечивание рюкзаков в громадной
рентгенмашине, долгие очереди.
.. То, что
меня так раздражало, для выходцев из
стран развитого капитализма являлось
коммунистической экзотикой. Они с лю-
бопытством глазели на суровых китай-
ских офицеров и разряженных как на па-
рад солдат, стоявших по стойке смирно на
полуметровых тумбах по бокам дороги.
В Нелами (высота 3700 метров над уров-
нем моря) нас ждала первая ночевка. Не-
большая деревня состояла из одной улицы
и нескольких десятков домов. Я решился
на первый самостоятельный променад.
Вниз по склону, на окраине, стояла воен-
ная часть, где солдаты играли в баскетбол.
Баскетбольные поля - обязательный ат-
рибут каждой военной части в Тибете, что
говорит о бесспорной популярности этого
спорта среди китайских военных.
бессонница. При быстром подъеме на вы-
соту свыше 2500 метров без остановок на
акклиматизацию
«горнячка»
может
иметь очень неприятные последствия,
вплоть до летального исхода. Начинается
с мигрени, утомляемости, бессонницы,
потери аппетита. В случае дальнейшего
развития болезни теряется способность
двигаться, наступает отек легких и голов-
ного мозга. Чтобы этих неприятностей из-
бежать, нужно пить много воды, 4-5 лит-
ров в день, и чаще отдыхать.
день второй
Рано утром мы покинули Нелами, без ос-
мотра местных достопримечательностей,
следуя концепции нашего тура: автотрек
с минимумом остановок. Будь моя воля, я
бы не упустил возможности побывать в
пещере Ми л арапы.
В пантеоне тибетских святых Миларапа -
самая одиозная фигура. Поэт, эксцент-
рик, отшельник, чародей, святой и самый
Тибетский прорицатель
сказал профессору, что
из его черепа, как у всех
ш
мудрецов не
имеющего
^ шва, будет изготовлен
| священный сосуд.
После
і смерти профессора его тело
Ь нашли обезглавленным
Собираясь в Тибет, я смутно представлял се-
бе, куда попаду. Буддизм, далай-лама, Ре-
рих, Шамбала, мистика, высоко очень - вот
и все мои знания о Тибете еще месяц назад.
Кстати, Тибет оказался не Тибетом: с 1965
года «Крыша мира» называется Тибет-
ской Автономной Областью Китайской
Республики. И вот утром второго дня пос-
ле перелета до Катманду я уже подъезжал
к ее границе. Автобус полз по серпантину,
упрямо набирая высоту. Цветущие доли-
ны сменялись зелеными холмами, холмы
взрослели, становясь горами.
Граница частично проходила по реке. Че-
рез нее переброшен «Мост дружбы», раз-
рушенный во время китайского вторже-
ния и недавно восстановленный. На мос-
ту нас встретило первое китайское офици-
альное лицо: под деревом за лакирован-
ным столом сидел хмурый пограничник.
После нескольких секунд недружелюб-
ной идентификации личности с фотогра-
фией в паспорте он пробурчал: «Рашен» -
и позволил пройти, приятно удивив не-
формальностью и простотой процедуры.
Единственный местный житель, встре-
ченный мной, был мальчик лет восьми, в
красном пионерском галстуке. У нас завя-
зался как бы разговор - пионер пытался
что-то сказать. Я-то поначалу был в вос-
торге от его дружелюбия и коммуника-
бельности, но, поняв, что просит он денег,
смутился. Попрошайки встречались на
всем маршруте. Они не напрягали так,
как наши, поскольку были дружелюбны.
Тибетцы вообще позитивны и открыты: не
стесняются смотреть тебе в глаза, разгля-
дывать, если им любопытно, улыбнуться
или приветственно помахать рукой.
Ночевали в гестхаусе - двухэтажном зда-
нии, поделенном фанерными стенами на
крошечные комнаты. Слышно было, как
сопят за три комнаты от тебя. В номере
только кровать. Ни водопровода, ни ото-
пления. В Тибете не принято отапливать
дома, хотя ночью температура падает ни-
же нуля. Первая ночевка далась трудно,
сказались усталость, холод и первые при-
знаки высотной болезни - «горнячки»,
как говорят альпинисты: головная боль и
народный буддистский функционер. Бу-
дучи еще тинейджером, выучился черной
магии ради мести дяде, который умыкнул
наследство его отца. Расправившись с
врагами в лучших традициях фильмов
про вуду, почувствовал угрызения совес-
ти и отринул все мирское. Пойдя в учени-
ки к известному тантрику Марпе и дос-
тигнув просветления, Миларапа провел
остаток дней, нося только хлопковую оде-
жду, кушая только крапиву и распевая
радостные песни. Его самое распростра-
ненное изображение - сидящим в позе ло-
тоса, приложившим одну руку к уху и
слушающим собственное пение.
Миларапа - яркий пример уникальности
ламаизма (тибетской ветви буддизма).
Придя в Тибет лишь в VII веке нашей
эры, буддизм медленно, на протяжении
5-6 веков, укреплял свои позиции, пока
не стал для Тибета частью государствен-
ности. Ламаизм в основе своей являлся
буддизмом Махаяны (Великой колесни-
цы), представлявшим собой самую попу-
лярную на тот момент времени ветвь уче-
ОМ 66/09/2002
II
87 ►►
предыдущая страница 72 ОМ 2002 09 читать онлайн следующая страница 74 ОМ 2002 09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст