Царь обезьян услышал
плач скальной дьяволицы,
сжалился над ее одиночест-
вом и женился на ней. От их
союза, по местной легенде,
и произошли тибетцы
ния, впервые начавшую чествовать Будду
как бога. Развиваясь со свойственной ему
мягкостью, учение ассимилировало мест-
ную древнюю религию Бон, полную демо-
нов и магии, впитывая в себя ее обряды,
трансформируя божеств в бодхисатв, при
этом испытывая очень сильное влияние
тантризма, провозглашавшего ключом к
спасению гармонию человека со Вселен-
ной
и
пытавшегося
манипулировать
внешними силами с помощью магии.
...С удалением от Нелами ландшафт кар-
динально изменился, из узнаваемого гор-
ного превратившись в нечто инопланет-
ное, похожее на поверхность Луны или
Марса. Высота была более 4000 метров.
Желтая каменистая равнина, перемежа-
ющаяся невысокими холмами и окайм-
ленная пологими серо-коричневыми го-
рами. Из растений здесь выживают толь-
ко мох и невысокая пожухлая то ли тра-
ва, то ли колючка. Яркое палящее солн-
це, холодный разреженный воздух, ве-
тер, поднимающий клубы едкой пыли.
Над головой - космос. Одним словом -
«Крыша мира».
На перевалах, где дорога взбиралась еще
выше, встречались пирамидки из камней
- трансформированный древний ритуал
подношения даров божеству перевала,
простейшая форма чортена (субургана,
ступы, дольмена, менгира), возвести ко-
торый по силу любому за несколько ми-
нут; молитва, сложенная из камней и об-
ращенная к богу в месте, где так близко
до него.
Обедали в небольшом поселке Нью-Тин-
гри, стоявшем посреди большого пыльно-
го плато. Маленький придорожный рес-
торанчик предлагал туристам разнообра-
зие блюд, нехарактерное для тибетского
рациона. Кухня Тибета проста и целью
своей ставит дать энергию, необходимую
для жизни там, где жизни так мало. Са-
мые тибетские из всех тибетских блюд -
это чай с маслом из молока яка (что-то
среднее между чаем и бульоном) и тсампа
(мука из поджаренного ячменя, съесть
которую —
у тибетцев несколько десятков
способов). Обед часто состоит из отварно-
го риса, картофеля и мяса яка, без при-
прав.
Ночевали в Лхатсе, большом поселке с
простой геометрией и безликой архитек-
турой, отчетливо отдававшей строитель-
ством социализма, без света, отопления и
с лаконичным туалетом - три дырки в ка-
менном полу.
день третий
На последнем чекпосту нас продержали
более часа, проверив документы и обы-
скав автобус вплоть до пепельниц.
За окном начали появляться ручьи и
озерца. Вместе с ними появилась жизнь.
К воде жались поля ячменя, по которым
брели запряженные, украшенные крас-
ными лентами яки. Оставались позади
тибетские деревни, похожие друг на дру-
га, с белыми каменными стенами домов,
сходящимися в трехмерную трапецию, с
окнами, обрамленными черной краской.
На крышах по углам торчали пучки
прутьев с развевающимися флажками.
Красный, белый, синий, зеленый и жел-
тый - огонь, снег, воздух, вода и земля.
Следующей остановки мы достигли к обе-
ду. Шигатзе - второй по величине город
Тибета, стоящий посреди зеленой (если
так вообще можно сказать о Тибете в ап-
реле) долины у подножья холма Дролма-
ри. Некогда цари правили здесь из крепо-
сти Дзонг, от которой сейчас остались
только руины на южном склоне. В Ши-
◄◄
88
ОМ 66/09/2002
предыдущая страница 73 ОМ 2002 09 читать онлайн следующая страница 75 ОМ 2002 09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст