После смерти Ламы
особые монахи Тулку ищут
его следующую
реинкарнацию в лице
маленького мальчика
*
гатзе находится действующий монастырь
Ташилунпо, один из шести главных мо-
настырей школы Гелуг-па, в котором хра-
нится уникальная 26-метровая статуя
Будды Майтрейи (предстоящего Будды) и
располагается резиденция Панчен-ламы.
Здесь требуется небольшой экскурс, что-
бы разобраться в запутанных отношени-
ях высших лам. С воцарением буддизма в
Тибете начали формироваться школы,
предлагавшие свои оригинальные трак-
товки учений и ритуалов.
Ньиньгма-па, или «Красные шапки», -
самая первая школа, организованная ин-
дийским тантриком Падмасамбхавой (гу-
ру Ринпоче), обладавшим, как полагают
тибетцы,
сверхъестественной
силой.
Школа более других впитала религию
Бон и создала Тибетскую Книгу мертвых.
Кагью-па, основанная Марпой и Милара-
пой, делала акцент на йоге как пути к
просветлению. Эта школа известна еще и
как «Буддизм Алмазного пути», имеет
много последователей за пределами Ин-
дии и Тибета.
Сакья-па берет свое начало от монастыря
Сакья, основанного в 1073 году. Самая пра-
ктичная и многословная школа, менее про-
чих сконцентрированная на метафизике.
Гелуг-па, или «Желтые шапки», основана
Тсонг Кхапой в 1407 году на базе более древ-
ней школы Кахдам-па и традициях Атиши
(еще один индийский учитель тантризма).
Далай-лама является верховным мона-
хом школы Гелуг-па, Первый Далай-лама
был учеником Тсонг Кхапы. Приставка
Далай появилась только у Третьего Да-
лай-ламы благодаря монгольскому хану и
означает «океан» - видимо, мудрости.
Великий Пятый Лама объявил себя, сво-
их предшественников и последующих да-
лай-лам инкарнацией бодхисатвы Шен-
рези (в индийском варианте - Авалоки-
тешвары), «Великого сострадающего»,
осознанно перерождающегося из жизни в
жизнь. Надо признать, Пятый Лама сде-
лал достаточно, чтобы называться Вели-
ким: он объединил пребывавший после
убийства последнего короля в долгом пе-
риоде феодальной раздробленности Тибет
с помощью монгольских солдат, после че-
го сам стал правителем.
Титул панчен-ламы был жалован Пятым
Далай-ламой настоятелю монастыря Та-
шилунпо, в который мы направлялись.
«Панчен» означает «великий ученый».
Позже в неких скрытых текстах обнару-
жили, что панчен-лама - реинкарнация
Будды Амитабха. С XVII века судьбы
этих лам переплелись, и их духовный ав-
торитет сравним, хотя панчен-лама не
имел такой мирской власти. В каждый
момент времени старший из них являлся
духовным наставником младшему. В обо-
их случаях после смерти очередного Ла-
мы начинались поиски мальчика, в кото-
ром он возродился. Существовали особые
монахи, Тулку, в единовременном коли-
честве порядка двух тысяч, занимавшие-
ся поисками очередной реинкарнации. Об
этом, кстати, фильм Бертолуччи «Ма-
ленький Будда».
Сейчас официальным духовным лидером
в Тибете является 11-й Панчен-лама, на-
значенный китайским правительством,
случай беспрецедентный. Тибетцы по по-
нятным причинам его недолюбливают, и
живет он в основном в Пекине. Имя и изо-
бражение 14-го Далай-ламы запретны.
день четвертый
Проведя в Шигадзе ночь, наутро мы вы-
ехали в Гьяндзе, но не доехали: китайцы
перекрыли дорогу на три месяца. Посади-
ОМ 66/09/2002
II
89 ►►
предыдущая страница 74 ОМ 2002 09 читать онлайн следующая страница 76 ОМ 2002 09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст