ли официальное лицо за стол посреди доро-
ги, сновали туда-сюда на грузовиках и по-
возках и ни под каким предлогом не про-
пускали. Причину я так и не узнал.
Пришлось двинуть сразу в Лхасу. Дорога
заметно улучшилась - частично оказалась
покрыта разбитым асфальтом. Спустя часа
два она встретилась с рекой Ярлонг Тсан-
гпо, ниже по течению называемой Брахма-
путрой, и не расставалась с ней почти до
самой Лхасы, пролегая чуть выше по скло-
ну ущелья. В Тибете берет начало несколь-
ко рек. Половина всего человечества жи-
вет вниз по течению от Тибета.
С приближением к Лхасе, «Стране небо-
да. Рерих так и не дождался разрешения
на въезд. Первым же российским путеше-
ственником, проникшим туда с карава-
ном паломников, был Гонбочжап Цэбеко-
вич Цыбиков (может, благодаря тому, что
по национальности он был бурят). В 1901
году он даже попал на прием к Далай-ла-
ме, который пожаловал ему сун-дуд, ох-
ранный талисман. Один из тибетских про-
рицателей якобы предсказал ему, что он
пройдет жизненный путь, полный труда,
величия и почета. И смерть его будет так
же почетна: из его черепа, который, как и
у всех мудрых людей, не имеет шва, изго-
товят священный сосуд - габалу. Профес-
ксимум любопытства. Особенно школь-
ники лет 7-12, которые вываливались на
улицу после занятий, все в синих спор-
тивных костюмах и красных пионерских
галстуках. Вид туристов их отчего-то ве-
селил.
День оказался «бонусным» - мы отпра-
вились в не запланированный програм-
мой монастырь Ганден, расположенный
в 45 километрах к востоку от Лхасы на
высоте 4300 метров. Он выглядел очень
домашним, вросшим практически в вер-
шину горной гряды, откуда открывался
захватывающий дух вид на долину. Пер-
вый монастырь школы Гелуг-па, осно-
жителей», местность становилась все бо-
лее обжитой: поля, деревни, военные час-
ти. Лхаса сильно разрослась за последние
полвека. Новые районы, прямолинейные
и однообразные, сильно напоминают на-
шу поселковую архитектуру.
По сравнению с описаниями тех немногих
путешественников, которые смогли про-
никнуть в город, старая его часть измени-
лась мало. Власти Тибета вели политику
закрытости, Лхаса считалась святым мес-
том, доступным только для паломников.
Пржевальского развернули буквально в
нескольких десятках километров от горо-
сор умер в Агинском осенью 1930 года. На
следующий день его тело было найдено
обезглавленным.
..
день пятый
Отель «Шанг-Бала» находился в старой
части города Баркхор. После предыду-
щих трех он казался верхом комфорта и
абсолютом сервиса. Туристов здесь было
значительно больше, появились даже
вездесущие европейские пенсионеры, за-
жигающие по всему миру на старости
лет. В городской толпе они терялись, по-
тому что местные жители проявляли ма-
ванный Тсонг Кхапой, он был практиче-
ски разрушен китайскими войсками и
восстановлен несколько лет назад. Сей-
час в нем живут двести монахов, тогда
как сто лет назад жили две тысячи.
Когда-то каждая тибетская семья отправ-
ляла как минимум одного ребенка в мо-
настырь. Религия была основой уклада.
Но не стоит считать это обстоятельство
признаком
безгрешности - при всей
своей теократичности это было общество
людей, а не святых. Дороги были полны
разбойников. Практически все монасты-
ри занимались коммерцией, многие на-
Н
90
ОМ 66/09/2002
предыдущая страница 75 ОМ 2002 09 читать онлайн следующая страница 77 ОМ 2002 09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст