У \ р
новизна себя в конце концов обес-
ценивает, и дальше уже некуда. В
этом смысле западная цивилизация
пришла к пределам своих возмож-
ностей, кризис бозначился уже в
начале прошлого века.
.. Мы неда-
ром живем в момент, когда возни-
кают абсолютно новые ситуации, в
которых Запад оказывается духов-
но нищим. В конце концов мы
пришли к абсолютно аполлониче-
скому виду, поскольку Запад харак-
теризуется аполлоническим обра-
зом мышления. Мы пришли, как
говорит Камилла Палья, извест-
ный философ, к полированным
поверхностям, которые отражают
друг друга, - некий онанизм.
..
СЧ: Очень хороший образ!
АК: А дионисийский образ мыш-
ления, который распространялся
на восток, через Византию в Рос-
сию, нес чувственность, которая в
Иране, в мусульманских странах.
..
Им новизна не становится необхо-
димой, Китаю, Индии она не нуж-
на, и, поэтому, смотри: кинофести-
валь - японцы, китайцы, корейцы
представляют выдающееся кино!
СЧ: Ну, и русские.
..
АК: Русские тоже могут, потому
что будут опираться на ценности
не западной цивилизации, потому
что ценности западной цивилиза-
ции не универсальны. Запад себя
духовно исчерпал по простой при-
чине: он слишком интеллектуали-
зировал свои отношения с Богом.
СЧ: Расшифруете этот тезис?
АК: Хорошо. Мы говорим о хри-
стианской цивилизации. Она мо-
нотеистична. Отношения человека
с Богом изначально были чувст-
венны: люблю, надо верить, не на-
до понимать. Шел процесс
кристаллизации христианских
ценностей. Среди первых ценно-
стей было отрицание богатства.
Почему? Во времена Христа бога-
тый человек был рабовладельцем,
поэтому «легче верблюду пролезть
через игольное ушко, чем богатому
попасть в рай». Но в ХШ-Х1У
веках появились люди, которые не
являлись рабовладельцами, но бы-
ли богатыми. Стало меняться отно-
шение к деньгам, человек мог за
деньги выкупить свои грехи. Орто-
доксальное христианство отнеслось
к этому чрезвычайно негативно,
деньги были для них - грех и мер-
Главное,
ЧТО Я сам
не могу
понять:
это моя
беда или
мое дос-
тоинство.
Мне ка-
жется -
беда, что
я до сих
пор себя
не нашел.
А может,
мне суж-
дено се-
бя не
найти?
зость. И вдруг за деньги у Бога можно было что-то вытребовать.
.. Раньше
человек работал, чтобы принести плоды своего труда в церковь, и это была
жертва, но, когда он жертвует церкви деньги как результат своего труда в
поту, деньги приобретают духовную ценность. Устанавливаются интеллек-
туальные отношения с Богом.
Следующий этап был еще более интеллектуизирован. Лютер пригвоздил
к дверям свое знаменитое писание и сказал: «Нам не нужен священник,
мы сами с Богом будем разговаривать, лично, будем Библию читать». Воз-
никли еще более интеллектуальные отношения с Богом, которые называ-
ются «отчуждение самосознания», когда человек перестал думать, что
Бог нуждается в посреднике.
.. «Иди, читай книгу и живи!» - говорило
протестантство, которое основано на персональном отношении человека
с Богом. Персональное отношение с Богом создало гражданина, ответст-
венного за свои поступки. Бог сел с ним через стол, человек уже не дол-
жен был кланяться священнику, папе, ни тем более стоять 6 часов в церк-
ви на коленях. Возникли другие отношения. Шел процесс освоения. И
чем дальше этот процесс идет, тем меньше Бога там существует! А следу-
ющим этапом уже будет обращение к Богу: «А ты докажи, что ты есть!»
Ответственность гражданская возникает тогда, когда возникает ответст-
венность персональная перед Богом, это не может быть не связано. Пред-
ставь, если дать первокласснику выбрать учителя, какого он выберет: ко-
торый строгий и наказывает розгами или который раздает конфеты?
СЧ: Второго.
АК: Вот и Бог у византийской цивилизации такой: он все прощает. А ко-
гда люди становятся интеллектуальны, требовательны к себе, они создают
себе Бога более и более строгого.
СЧ: А Россия?
АК: У России есть все шансы. Но поскольку мы - не аполлоническая зо-
на, а дионисийская, у нас ничего не получится с демократией никогда, сла-
ва Богу. Но страна мощная, богатая, все есть.
..
СЧ: А не появилось ли у вас ощущение, что в России началась очеред-
ная «охота на ведьм»?
АК: Ну где она началась?
СЧ: Вот - Лимонов сидит.
АК: Ну, Лимонов - сумасшедший человек. Он поэт, конечно, и
глупо, что поэт сидит. Но придумать такую национал-партию! »
стр. 143
Редакция благодарит ресторан-клуб
«Шу Лонж» (ул. 1905 года, 2; тел. 255 1206)
за помощь в организации интервью.
октябрь 2002
ОМ 67
1 2 3
предыдущая страница 107 ОМ 2002 10 читать онлайн следующая страница 109 ОМ 2002 10 читать онлайн Домой Выключить/включить текст