А
грессивной породе приматов из рода Homo свойст-
венно отсчитывать эпохи от разрушения какого-ни-
будь крупного архитектурного сооружения: Вавилон-
ской башни, Бастилии, Берлинской стены или небо-
скребов WTC. Такова человеческая природа: ломать, как извест-
но, не строить. Первое
гораздо
увлекательнее.
Для нас, поневоле слез-
ших с дерева, любой дом
со временем
становится
клеткой. Даже если в нем
светло, тепло и много ба-
нанов.
Победив в семидесяти-
летней войне, западный
мир остался, в известной
степени, наедине с собой.
Новые оппоненты, какую
бы
опасность
они
не
представляли, не могут
сравниться со старыми.
Хотя бы потому, что тя-
нут не в будущее, а в про-
шлое. Поэтому все нерас-
траченные разрушитель-
ные
силы
обитателей
клетки «люкс», - которая,
в современном гуманном
варианте имеет вид зава-
ленной товарами и осве-
щенной мерцанием мо-
ниторов и огнями рекла-
мы стеклянной витрины,
обратились на саму
среду обитания.
Разумеется, самокритика
всегда существовала вну-
три того, что именуют
«современной цивилиза-
цией». Но перед лицом общего врага острота ее часто сглажива-
лась страхом предстать в его глазах слишком слабыми и неуве-
ренными в себе. В новой ситуации, когда, по словам одного из ге-
роев этого очерка, французского писателя Фредерика Бегбедера,
«Первый мир дохнет от обжорства, второй - от зависти, а третий
- от голода», страх не то чтобы исчез - вместо одного источника
Ч а к П а л а н и к
41 год, Нью-Йорк
главная книга:
«Бойцовский клуб»
выходят:
«Колыбельная» (последний роман П аланика),
«Невидимые чудовища», «Подавись!» (все
-
АСТ)
он теперь питается тысячами причин. Конкретный страх превра-
тился в абстрактный, а от абстрактного страха - один шаг до
страха панического.
Лучше всего это многообразие страхов отражается на экране гол-
ливудского кинематографа: если тридцать лет назад в девяноста
случаях из ста миру гро-
зил ядерный кулак Моск-
вы, то теперь
вирусы,
инопланетяне, террори-
сты, зомби и астероиды
атакуют
человеков
со
всех сторон с рвением го-
лодной комариной стаи, у
которой нет ни вождя, ни
знамени.
Никогда еще за всю но-
вейшую историю белой
расы ощущение «вывиха
времени» не было такой
популярной, если не ска-
зать банальной, эмоцией
для огромного количест-
ва людей, причем совсем
не обязательно невроти-
ческих
интеллектуалов
или
профессиональных
смутьянов. Проявляется
это ощущение по-разно-
му - и в виде энергично-
го, но по сути аморфного
движения
антиглобали-
стов, и в виде одержимо-
сти поп-культуры апока-
липтическими
сюжета-
ми; да и пресловутая по-
литкорректность,
если
задуматься, по сути сво-
дится к пораженческой в
моральном плане пози-
ции «делайте что хотите, только нас не трогайте». И разумеется, в
том, что пишут писатели. Не все, конечно, а те, которые ставят
под сомнение радости жизни в клетке-витрине, а иногда даже
призывают разбить стекло изнутри, не дожидаясь, пока это сде-
лают снаружи обитатели менее комфортных клеток.
Таких писателей немало, и ряды их, судя по всему, растут. Пи-
1 2 4
ОМ 67
октябрь 2002
предыдущая страница 108 ОМ 2002 10 читать онлайн следующая страница 110 ОМ 2002 10 читать онлайн Домой Выключить/включить текст