Новое поколение писателей
выступило широким
фронтом против, общества
потребления^Выбрав лидеров
этой
волны, Илья Кормильцев
выяснил, кто они такие
и о чем же они пишут
шут они
по-разному и на разных языках, их объединяет не
столько какая-то общая литературная школа, сколько общее
ощущение пленников «человеческого зоопарка». Читатели од-
ного из них неизбежно приходят к другому. Да и сами они все
время ссылаются друг на друга - Бегбедер на Уэльбека, Уэльбек
на Эллиса, Эллис на Па-
ланика и так далее.
Вот, пожалуй, об этих че-
тырех именах и стоит
поговорить - не в пос-
леднюю очередь потому,
что главные их книги
уже вышли или вот-вот
выйдут на русском, их
читают
и
обсуждают
обитатели нашей клет-
ки, споря о том, в какой
степени
мы
способны
разделить их недоволь-
ство банановым раем.
банда четырех
Брет Истон Эллис,
Чак
Паланик, Фредерик Бег-
бедер, Мишель Уэльбек.
Что общего между ними
- двумя бравыми амери-
канцами с Западного по-
бережья и двумя невзрач-
ными французами? Меж-
ду
профессиональным
писателем и автомехани-
ком,
преуспевающим
креативщиком
и
несо-
стоявшимся агротехни-
ком? Что общего между
шизоидным стилем Эл-
лиса, кинороманами Паланика, балансирующим на грани буль-
варной журналистики Бегбедером и тягучим, как какой-нибудь
Селин, Уэльбеком?
Прежде всего самое очевидное - возраст. Всем лидерам новой
«литературы протеста» или под сорок, или слегка за. Музыканты
созревают раньше писателей - родись они музыкантами, быть бы
им панками. Впрочем, с поправками на консервативность и ин-
теллектуальность литературы как вида искусств, панки они и
есть. Разрушительный пафос, ощущение вкуса блевотины, под-
ступающей к горлу, как только откроешь глаза, брутальный
взгляд на секс и подчеркнутое внимание к импульсивному наси-
лию - все это понятия из
панковского
лексикона,
пусть и изложенные дру-
гим языком.
А там, где панк, там скан-
дал - второй общий зна-
менатель нашей четвер-
ки. Роман Бегбедера «99
франков» привел к его
увольнению из крупней-
шего рекламного агент-
ства Young & Rubicam, где
он проработал без малого
десять лет. Принесший
славу Эллису «Американ-
ский психопат» был снят
из планов издательства
Simon and Schuster после
забастовки сотрудников,
отказавшихся редактиро-
вать и верстать текст, а
затем спровоцировал че-
реду судебных исков про-
тив писателя как со сто-
роны феминистских ор-
ганизаций, обвинивших
автора в женоненавист-
ничестве, так и со сторо-
ны родственников жертв
некоего
канадского се-
рийного убийцы, дейст-
вовавшего в точном со-
ответствии с рецептами
героя романа, серийного
убийцы Патрика Бэйтмена. Чак Паланик не раз вызывал острый
интерес у американских спецслужб, заинтересовавшихся удиви-
тельным, до деталей, сходством конспиративных технологий в
его текстах с используемыми в реальности. Но чемпион - безус-
ловно Мишель Уэльбек, выход каждой книги которого сопрово-
ждался пышным букетом скандалов, обвинений в порногра- »
Б р е т И с т о н Э л л и с
38 лет, Нью-Йорк
с л и в н ы е KHUCU: «Американский психопат», «Меньше, чем ноль»
выходят:
«Американский психопат» (Tough Press), «Гламорама»
(Торнтон и Сагден, с приложенным CD с саундтреком)
октябрь 2002
ОМ 67
1 2 5
р е в о л ю ц и я
предыдущая страница 109 ОМ 2002 10 читать онлайн следующая страница 111 ОМ 2002 10 читать онлайн Домой Выключить/включить текст